Читательский дневник «Уроки французского»
1. Введение. "Уроки французского" - один из самых известных рассказов В. Распутина.
Он посвящен нелегкому детству писателя, его вхождению во взрослую жизнь и взаимоотношениям с окружающими людьми.
2. Сюжет кратко. Маленький мальчик, чтобы продолжить учебу в школе, переезжает из деревни в райцентр. В возрасте одиннадцати лет начинается его взрослая жизнь.
Мальчик постоянно голодает. Посылаемых матерью продуктов не хватает, к тому же их кто-то ворует. Главный герой узнает, что поселковые ребята играют на деньги в "чику". Он решается попробовать и очень быстро овладевает мастерством этой азартной игры.
На выигранные деньги мальчик покупает молоко. Остальных игроков раздражает постоянная удача главного героя. Однажды они жестоко избивают его и запрещают приходить к ним. Следы побоев замечает учительница французского языка и классная руководительница мальчика - Лидия Михайловна.
Она с ужасом узнает, что ребенок играет на деньги, потому что все время голоден. Лидия Михайловна просит главного героя прекратить это занятие. Какое-то время мальчик держится, но потом вновь входит в игру. Его опять бьют.
Лидия Михайловна понимает, что ребенок очень умный и талантливый. Нужно как-то ему помочь. Учительница назначает для мальчика дополнительные занятия по французскому у себя дома. От еды он отказывается и не хочет принимать никаких тайных подарков (посылка с макаронами). Лидия Михайловна идет на хитрость. Она предлагает ребенку играть на деньги в "пристенок". Учительница поддается, давая мальчику возможность выигрывать и вновь покупать себе молоко. Об этой случайно узнает директор школы. Он увольняет Лидию Михайловну, и она уезжает из поселка.
3. Смысл. Никто в школе, кроме Лидии Михайловны, не интересуется судьбой мальчика, его бедами и проблемами. Главному герою легко дается учеба, но одними знаниями сыт не будешь. Играть в "чику" он начинает, потому что это единственный способ заработать деньги на молоко. Робкий и стеснительный от природы мальчик чувствует острое одиночество в поселке. Он даже не осмеливается упрекнуть хозяйку дома в воровстве. Только Лидия Михайловна понимает, что необходимо как-то помочь ребенку.
Классная руководительница терпеливо ищет путь к сердцу ученика. Дополнительные занятия французским языком - один из способов вселить в главного героя уверенность в своих силах. Как и большинство познавших нужду людей, мальчик очень самолюбив. Он категорически отказывается принимать любую бескорыстную помощь.
Игра на деньги между учительницей и учеником - безусловно безнравственное занятие с точки зрения педагогики. Но только таким путем можно обмануть ребенка и позволить ему честно "заработать". Таким образом, Лидия Михайловна оказывается первым настоящим другом для главного героя, дающим ему "уроки жизни".
4. Вывод. Распутин писал: "Литература... это прежде всего воспитание чувств". Эти слова точно передают основную идею рассказа "Уроки французского". Главному герою очень рано пришлось столкнуться с жестоким взрослым миром. Ему повезло встретить на своем пути человека с отзывчивой душой. Уроки Лидии Михайловны помогли сохранить веру в добро и милосердие. Во многом благодаря ей мальчик устоял под ударами несчастной судьбы. Правда, осознать это автор сумел лишь спустя долгие годы.
5. Новые слова. Кургузый, квартировать, шпарил, мазила, френч.
6. Непонятные слова. Хлюзда, галифе, хлебосдача, в подметки, гематоген.