Культура Руси в период раннего средневековья представляла собой синтез двух религий – христианства и язычества. Христианство, ставшее государственной религией официально, не могло в один момент изменить духовную жизнь людей, переломить их сознание. Тем более что древнерусское государство или Киевскую Русь, населяли не варвары и дикари, а люди, имевшие собственную письменность, свой собственный календарь, богатый и разносторонний народный фольклор, прекрасные мастера и ремесленники, смелые и отважные воины. Они почтительно относились к природе, поклоняясь рекам и озерам, ветру и солнцу, деревьям и траве. Для них животные, птицы и рыбы были не только источниками пропитания, но и добрыми соседями. Ведь не даром в русских сказках и былинах молодая девушка может обратиться березкой или горлицей, а рыба заговорить человечьим языком, конь – это не только средство передвижения, но еще и верный друг, который всегда поможет.
Можно с полной уверенностью говорить о том, что древние русичи были богаты духовно и до принятия христианства. Поэтому еще долгое время после принятия христианства государственной верой, на Руси существовало двоеверие. И если в городах преобладала официальная религия, то ушедшее в тень язычество, сохранилось в сельской местности, и особенно на северо-востоке страны Однако принятие новой веры дало новый толчок и оказало сильнейшее воздействие на развитии культуры Древней Руси. Особенно это было заметно в архитектуре, живописи, литературе, развитии грамотности, возникновении школ и библиотек. Все эти области культуры были тесно связаны с церковью, поэтому в них просматривается значительное влияние византийского и греческого искусства. Важнейшая концепция любой религии это подавить волю, подчинить влиянию, показать временность и незначительность земной жизни. Реальный мир очень редко отражается в искусстве, которому благоволит церковь. Предпочтение отдается священному и непостижимому, акцентируется духовное, божественное.
В культуре Древней Руси XII века греческое и византийское влияние очень велико в зодчестве и иконописи. От византийцев Русь переняла крестово-купольную форму храма. Например, построенный в Киеве Софийский собор венчали 13 куполов. Строится собор Святой Софии в Новгороде. Однако зодчество принимает свои неповторимые черты, чему способствует феодальная раздробленность. Каждый князь желал иметь в своем княжестве храм, который будет иметь какие-то неповторимые, особенные черты. Благодаря умению, мастерству и вкусу средневековых зодчих появляются такие жемчужины как церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире. Успенский собор во Владимире дополнен конструкциями совершенно оригинальных арок – аркатурный пояс, пилястры и полуколонны. Эти новые конструкции придают фасадам легкость и ажурность в дополнении к прочности и приземленности. Примерами изобразительного искусства для этого же периода на Руси является украшение храмов мозаикой и фресками. Мозаикой из цветных камней выложена Богоматерь, Молящаяся в Софийском соборе Киева. Прекрасные фрески древних русских мастеров дошли до нас через века в новгородском соборе Святой Софии, подтверждая их умение и искусность. Наряду с греческими иконописцами появляются свои мастера иконописи – вида станковой живописи, имеющей культовое назначение. До наших дней дошел прекрасный образец – икона Ангел Златые власы, написанный во второй половине XII в. для новгородского собора. Прекрасные золотые волосы Ангела выполнены из тонких золотых ниточек сусального золота, положенных отдельно на каждый волосок.
Литература была, в основном, переводом с греческого. Значительным событием культуры Древней Руси XII в. стало появление первого русского летописного свода “Повесть временных лет”, авторство которой приписывают монаху Нестору. Появляются жития русских святых – описания жизни и смерти Бориса и Глеба. К этому же времени относится и появление первой русской автобиографической книги - “Поучение Владимира Мономаха”. Кроме того, XII век это появление жемчужины древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. Это произведение уже несколько веков является символом не только воинской славы и чести, горечи поражения и предательства, но и символом любви и верности русской женщины. Плач Ярославны – страстная, искренняя молитва или заговор, образец древнерусской литературы, которому не страшны века.