С возникновением в обществе классов и появлением социального неравенства происходит расслоение какого бы то ни было общества на элиту и бедноту. С течением времени становится нормой угнетение человека человеком: в богатых культивируется презрение к тяжелому физическому труду, бедные в поте лица добывают свой хлеб. Поэтому феномен крепостного права нельзя считать феноменом в полном смысле слова. Средневековые феодалы тоже имели слуг и придворных, тоже принуждали к труду подневольных крестьян. Однако Запад не знал крепостного права в том виде и в том объеме, как это случилось в России.
↑ Причины закрепощения крестьян в России
К числу причин данного явления следует отнести уже упомянутое выше социальное неравенство, а также стремление власти обезопасить себя от возможного народного недовольства силой принуждения. Сюда же можно отнести и психологический фактор (одни повелевают, другие безропотно повинуются) и такую черту русского национального менталитета, как долготерпение.
↑ Этапы закрепощения крестьян в России
Историю закрепощения крестьян в России легче и удобнее всего запоминать по этапам, которых насчитывается четыре. Первый этап был связан с введением т.н. Юрьевого дня, который приходился на 26 ноября. Именно после сбора урожая крестьяне получали право уходить от своего хозяина к другому. Это право было закреплено в «Судебнике» 1497 года. Произошло это в пору правления царя Ивана III. Следующим этапом стали Заповедные (т.е. запретные) лета. В 1581 году, во времена правления Ивана Грозного, крестьянам запретили уходить от помещиков даже в Юрьев день. Отсюда пошла горькая поговорка – «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».
Третий этап – введение Урочных лет в эпоху правления царя Федора Иоанновича (а фактически – Бориса Годунова). Произошло это событие в 1597 году. Нововведение означало, что в течение пяти лет помещик получал право искать своего беглого крестьянина повсюду. Считалось, что если в течение пяти лет крестьянину не только удается успешно скрываться, но и осесть на новом месте, пустить корни, уже экономически нецелесообразно возвращать его к старому помещику – все равно никакой пользы не будет.
Последним существенным этапом закрепощения крестьян в России стало Соборное уложение 1649 года. Оно представляло собой свод законов, принятых Земским собором. Царем на тот момент времени был Алексей Михайлович Романов. В Соборном уложении были закреплены такие положения как отмена урочных лет и введение бессрочного сыска беглых. Кроме того, крепостное право закреплялось как состояние наследственное. Если отец – крепостной, то такая же доля суждена и его детям. Если свободная девушка решила связать свою судьбу с крепостным, она также становилась чьей-то собственностью, попадала в крепостную зависимость.
В случае смерти помещика все его состояние вместе с крепостными переходило к сыну или дочери, т.е. прямым кровным наследникам. Крепостных было можно продавать, обменивать, выставлять на торги, проигрывать в карты, оставлять в залог. По сути, крепостное право стало формой узаконенного рабства. Последствия закрепощения крестьян в России Излишне упоминать о том, что рабская психология самым отрицательным образом воздействует как на невольника, так и на его господина. У первого чувство полного бесправия формируется едва ли не на генном уровне и даже в каком-то смысле передается по наследству. У второго формируется чувство полной безнаказанности.
И хотя в эпоху правления Екатерины II за жестокое обращение и убийство собственных крепостных девушек отдали под суд, а затем сослали на каторгу помещицу Дарью Салтыкову (Салтычиху), это было, скорее, не правило, а исключение. При той же императрице окончательно оказался заказан путь беглым крепостным крестьянам в Запорожскую Сечь – казачьей вольнице пришел конец, казаков тоже приравняли к крепостным. К началу XIX века даже на самом верху наступило понимание позорности дальнейшего существования в стране крепостного права. Готовился манифест о его отмене.
Однако у императора Александра I в конечном итоге не хватило духу сделать этот решающий шаг. Понадобилось еще более полувека, прежде чем освобождение крестьян от крепостной зависимости стало реальностью – в марте 1861 года. И пусть крестьянская реформа оказалась во многом половинчатой – главное было сделано.
↑ Интересные факты
- Рабская психология въедалась в душу крепостных настолько прочно, что даже после вожделенного освобождения многие из них не торопились расставаться со своими господами. Некоторые и еще раньше отказывались от дарованной им вольной. Мотивация была нехитрой: дескать, куда я пойду, здесь мой дом. Так, осталась при Пушкиных и их детях няня – Арина Родионовна Яковлева. Во многом она заменила им и мать, и кормилицу.
- Таким образом, формальный социальный статус с течением времени стирался, и на первый план выходили добросердечные человеческие отношения, чувства искренней сердечной приязни господ к своим крепостным и взаимная любовь крепостным к помещикам.