Гой ты Русь моя родная анализ стихотворения Есенина по плану
1. История создания. Произведение "Гой ты, Русь, моя родная" (1914 г.) по праву считается одним из самых ранних программных стихотворений С. Есенина. В нем заложен главный мотив всего творчества поэта - любовь к патриархальной Руси. Стихотворение было включено в первый сборник Есенина "Радуница", опубликованный в 1916 г.
2. Жанр произведения - пейзажная, патриотическая лирика.
3. Основная тема стихотворения - патриотизм по отношению к народной православной Руси. Патриотическая тема в России накануне Первой мировой войны не пользовалась особой популярностью. Наступление новой эры сопровождалось появлением большого количества различных авангардных модных направлений в искусстве и литературе. С началом боевых действий произошел всплеск ура-патриотизма, но это было всего лишь временное явление. На этом фоне искренняя и трогательная лирика молодого поэта вызвала неоднозначные отклики. Положительные отзывы тонули в море критики. Есенина обвиняли, главным образом, в чрезмерном употреблении простонародных слов и выражений.
Стихотворение начинается с древнеславянского обращения "гой". Вслед за ним появляется православный символ - "в ризах образа". Таким образом автор смешивает языческие и христианские понятия, которые сливаются в единое целое. Возникает образ удивительно многообразной необъятной Руси ("не видать конца и края"). Лирический герой представляет себя "захожим богомольцем", который поражен открывшейся перед ним картиной. Умиротворяющее описание деревенской Руси наводит на мысли о настоящем рае на земле ("пахнет яблоком и медом"). В то же время отголоски древних языческих праздников до сих пор сохраняются в "веселом плясе".
Лирический герой забывает обо всем на свете и с радостью окунается в патриархальную атмосферу: "Побегу по мятой стежке". В этом счастливом мире нет горя и страданий. Любого случайного гостя готов встретить "девичий смех". Несколько наивный, но невероятно искренний патриотизм автора ярко проявляется в финальном четверостишии. Лирический герой, не задумываясь, отказывается от райской жизни, предпочитая ей свою родную Русь.
4. Композиция. Первые четыре строфы целиком посвящены описанию пейзажа. Пятая строфа представляет собой торжественное умозаключение автора.
5. Размер произведения - четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная.
6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности, ставшим в дальнейшем отличительной чертой всей лирики Есенина, является использование простонародных и местных слов и выражений ("за корогодом", "зеленых лех"). Произведение написано очень простым, близким к разговорному языком. В то же время молодой поэт использует оригинальные художественные приемы: сравнения ("хаты - в ризах образа", "как захожий богомолец", "как сережки"); метафоры (" синь сосет глаза", "звонно чахнут тополя"). Первостепенное значение имеет православная символика, присутствующая практически в каждой строфе.
7. Главная мысль стихотворения заключается в непоколебимой вере Есенина в свою Родину, которую можно сравнить с верой в Бога. Лирический герой ради русской земли даже совершает своеобразный грех, отрекаясь от Рая. Это серьезно отличает творчество Есенина от "казенного" официального православия. Есенин намеренно не упоминает о всех негативных сторонах русской жизни. Его задача состоит в том, чтобы создать идеальный образ, к которому нужно стремиться. Этот образ был для деревенского поэта спасительным маяком, позволяющим выдержать напряжение непривычной городской жизни. Обращение к родным корням, представляющим собой сплав православия с язычеством, вполне может стать выходом для сбившегося с пути русского народа. Верой в это Есенин руководствовался на протяжении всей своей недолгой жизни.