Анализ стихотворения Есенина я покинул родимый дом 5,7 классы кратко по плану
1. История создания. Произведение "Я покинул родимый дом..." было создано С. А. Есениным в 1918 г. Впервые оно было напечатано в харьковской газете "Борьба" (1920 г.).
2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.
3. Основная тема - тоска автора по своей малой родине. Сергей Есенин покинул родную деревню Константиново и переехал в Москву еще в 1913 г. Первое время он очень часто возвращался на родину в гости. Постепенно активная литературная деятельность все больше захватывала молодого поэта, у него совершенно не оставалось свободного времени.
Октябрьская революция и строительство нового социалистического общества необычайно вдохновили поэта. Он полностью погружается в бурную послереволюционную жизнь. Есенин физически не мог вернуться в родное село, но в душе он постоянно обращался к образу семейного очага.
Поначалу Есенин идеализировал революцию, не замечая ее негативные черты и последствия. Поэтому так резко звучит его прощание с родиной: "Голубую оставил Русь". Поэт словно бы отрекается от своего деревенского патриархального прошлого ради жизни, построенной на совершенно других началах. Все же разом оборвать вошедшую в плоть и кровь связь невозможно.
Лирический герой с печалью вспоминает о своих престарелых родителях, которым нет места в грядущем коммунистическом обществе. В стихотворении появляется пророческое предсказание Есенина: "Я не скоро, не скоро вернусь". Поэт действительно несколько лет не был в Константиново. За это время он даже успел совершить заграничное путешествие. Однако предсказание больше относится к духовному возвращению.
Когда первый восторг Есенина перед революцией прошел, он постепенно вновь начинает обращаться к деревенской тематике. Уже в 1918 г. Есенин предчувствовал, что разбушевавшейся в России пурге предстоит еще "долго петь и звенеть". Поэт чувствовал, что его втягивает в революционный водоворот, впрочем, он и не сопротивлялся этому.
Все же в отличие от настоящих фанатиков революции Есенин сохранял в душе спасительный символ "старого клена", олицетворяющего собой всю уходящую в прошлое деревенскую Русь. Сравнивая себя со "старым кленом", молодой поэт подозревает, что неизбежно испытает разочарование в революционных преобразованиях и в поисках защиты обратится к родной земле. Как и во многих других своих произведениях, Есенин указывает на неразрывную связь человека с природой. В его понятие родины входят не только село и родители, но и "березняк", "пруд", "клен", "дождь".
4. Композиция стихотворения последовательная.
5. Размер произведения - трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
6. Художественные средства. Есенин использует очень яркие образы, уходящие корнями в русский фольклор. Эпитет "голубая" сразу же вызывает ассоциации с безоблачными чистыми небесами православной Руси. Необычные метафоры неразрывно связаны с русской природой: "в три звезды березняк", "золотою лягушкой луна", "яблонный цвет". Поэт традиционно широко применяет олицетворения: "березняк... теплит", "луна распласталась", "петь и звенеть пурге". Центральным символическим образом в стихотворении выступает "старый клен", связывающий лирического героя с родной землей.
7. Главная мысль произведения заключается в том, что каждый человек должен свято хранить память о своих родных корнях. Даже самые значительные общественные потрясения - временное явление. Они "отзвенят" и исчезнут без следа. Возвращение к нормальной жизни может оказаться очень непростым делом. В этом случае спасительным маяком для человека станет его малая родина.