Некрасивая девочка анализ стихотворения Заболоцкий по плану
1. История создания. Судьба Н. А. Заболоцкого была очень непростой: бешеная травля советской критикой, пять лет сталинских лагерей и три года ссылки. Поэт смог вернуться в Москву лишь в 1946 г.
Пережитые испытания заставили его обратиться к размышлениям на самые главные философские вопросы. В 1955 г. он написал стихотворение "Некрасивая девочка", в котором рассуждает над сущностью красоты.
2. Жанр произведения - философская лирика.
3. Основная тема стихотворения - соотношение внешней и внутренней красоты человека. Лирический герой наблюдает за обычной маленькой девочкой, которая имеет отталкивающую внешность ("рот длинен, зубки кривы"). Ни самой девочке, ни ее сверстникам пока что нет никакого дела до этого. Два мальчика катаются на недавно подаренных им велосипедах, а "дурнушка" бегает за ними, испытывая счастье за друзей. Наблюдателя больше всего привлекает эта способность девочки разделять "чужую радость".
В наивном детском восприятии окружающего мира нет "ни тени зависти, ни умысла худого". Лирический герой с грустью понимает, что повзрослев, дети прежде всего обратят внимание на физические недостатки свое подруги. Детская непосредственность испарится, и "дурнушка" неизбежно подвергнется насмешкам. Лирический герой надеется, что некрасивая внешность не станет трагедией в жизни ребенка.
"Чистый... пламень", горящий в душе девочки позволит ей перенести издевательства и вынужденное одиночество. Эти размышления наталкивают автора на резонный вопрос: что же нужно считать истинной красотой человека? Внешняя привлекательность без чистой и светлой души напоминает "сосуд... в котором пустота". В человеке следует ценить не внешние данные, а внутреннюю красоту, подобную "огню, мерцающему в сосуде".
4. Композиция. Стихотворение делится на две части. Первая посвящена простому описанию некрасивой девочки. Во второй части поэт приводит свои размышления о сути подлинной красоты.
5. Размер произведения - пятистопный ямб со смешанной рифмовкой (кольцевая, перекрестная и параллельная).
6. Выразительные средства. С помощью эпитетов автор ярко описывает внешность маленькой девочки: "худая рубашонка", "рот длинен, зубки кривы", "остры и некрасивы". Центральное место в стихотворении занимают образные метафоры: "чистый... пламень", "тяжкий камень", "сосуд... в котором пустота". В узких литературных кругах финальная метафора ("огонь, мерцающий в сосуде") стала нарицательной. Это образное определение критики часто включают в название или ставят эпиграфом к статьям, посвященным творчеству Н. А. Заболоцкого.
7. Главная идея стихотворения заключается в том, что при оценке человека нужно руководствоваться его душевными качествами. Внешность зачастую бывает обманчива. Красавцы и красавицы оказываются глупыми и жестокими существами, а люди отталкивающего вида нередко обладают самыми лучшими человеческими достоинствами. Далеко не всегда окружающим удается разглядеть прекрасное за безобразным.