Любить свою Родину — значит знать её
» Это интересно » Микула Селянинович

Микула Селянинович


Микула СеляниновичМикула Селянинович – один из самых любимых русских богатырей. И это неспроста: Микула олицетворяет весь русский крестьянский род.

 

Это богатырь-пахарь, которого вместе с семьёй очень любит Мать – Сыра Земля. С ней он тесно связан, ведь он её обрабатывает, а она его кормит.

 

Поэтому биться с Микулой и его родичами нельзя, они находятся под надёжной защитой сил природы.

Крестьянин-воин

 

По одной из центральных былин о нём, Микула встречается со Святогором – древнейшим богатырём, имеющим в своём облике неземные черты архаического характера. Святогор – фантастический богатырь, сила которого немеряна.

 

Чтобы в этом убедиться, Микула предлагает ему поднять с земли сумку. Однако Святогор не может этого сделать – как только он пытается поднять суму, он уходит ногами в землю. А сам Микула поднимает сумку одной рукой и говорит, что в ней заключена вся «тягость земная». Это может означать, что русский крестьянин способен одолеть даже природные стихии.

 

Похожий мотив прослеживается в былине о встрече Вольги и Микулы. Вольга – князь, владеющий тремя городами и многими деревнями. Когда герои встречаются, Микула жалуется Вольге на сборщиков податей, обирающих крестьян до нитки. Вольга наказывает сборщиков, а Микулу забирает к себе в дружину. Войско едет биться, и тут Микула вспоминает, что забыл вытащить из земли свою соху.

 

Микула Селянинович

Микула Селянович и Вольга фото

 

Вольга несколько раз посылал своих могучих воинов туда, но они не могли вырвать соху. Тогда за сохой съездил сам Микула и легко выдернул её одной рукой. Микула Селянинович при всей своей связи со славянской мифологией – персонаж достаточно поздний. Его образ сформировался тогда, когда русское крестьянство уже сложилось как сословие и противопоставляло себя остальным социальным классам на Руси.

 

Противопоставление Вольги и Микулы – это противопоставление знатного князя, родственника Владимира, и простого мужика, причём первый оказывается посрамлён, а второй возвеличен.

 

Микула и святой Николай

Некоторые исследователи считают, что образ Микулы возник на основе самого популярного в русской культуре святого – Николая Чудотворца. Писатель П. И. Мельников-Печерский приводит в пример народные гулянья на «Николу Вешнего», то есть на весенний церковный праздник в честь святого Николая; на этом празднике народ почитает «оратая» Микулу Селяниновича, в честь которого даже варят брагу.

 

Скорее всего, древний прообраз Микулы имел какое-то иное имя, которое впоследствии сменилось на христианское. Некоторые учёные даже предполагают, что в имени Микулы сблизились имена Николая и Михаила. Подобное переименование древних божеств и героев – не редкость в русской и других культурах.

 

«Громовник» Перун почитался после крещения под именем Ильи Пророка; Сельскохозяйственных бог Велес «превратился» в святого Власия; У сербов древний богатырь Святогор «переродился» в Кралевича Марко – правителя, защитника христиан от османских завоевателей. Марко – реальный исторический деятель, однако в народном сознании его образ слился с мифологическими героями.





12167 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и ука­жи­те год его со­зда­ния. «При­звав Бога в по­мощь, Мы ре­ши­лись дать делу из­ме­не­ния по­ло­же­ния кре­пост­ных людей луч­шее ис­пол­ни­тель­ное дви­же­ние. В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний кре­пост­ные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей. По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют кре­стья­нам за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние уса­деб­ную их осед­лость, и сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей их пред Пра­ви­тель­ством, опре­делённое в по­ло­же­ни­ях ко­ли­че­ство по­ле­вой земли и дру­гих уго­дий. Поль­зу­ясь сим по­зе­мель­ным на­де­лом, кре­стья­не за сие обя­за­ны ис­пол­нять в поль­зу по­ме­щи­ков опре­делённые в по­ло­же­ни­ях по­вин­но­сти. В сем со­сто­я­нии, ко­то­рое есть пе­ре­ход­ное, кре­стья­не име­ну­ют­ся вре­мен­но­обя­зан­ны­ми».
    A11
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме