В этом празднике, как и во многих других, слились христианские и языческие традиции. Отмечают славяне (по большей части, восточные, реже – южные) день Николы 22 мая. В церковном календаре же этот день обозначен как «День поминовения переноса мощей святого Николая в Бари».
↑ Церковная история праздника
Святитель Николай Чудотворец жил в III в. в Ликии, и отличался благочестием с юношеских лет. Почитают его христиане как покровителя моряков, а также защитника тех, кто был осужден без вины и умиротворителя врагов.
22 июня церковь вспоминает исторические события XI в., когда купцы из Венеции и Бари проникли в храм святителя Николая и вывезли оттуда мощи святого, чтобы уберечь их от возможного осквернения турками.
Тело святого првезли в Бари 8 мая (21 по новому стилю), а на следующий день перенесли в церковь св. Стефана. Во время перенесения произошло несколько чудесных исцелений. Через год в Бари построили церковь святителя Николая, а на сегодняшний день мощи святого покоятся в базилике св. Николая в том же городе.
Праздник этот сложно назвать распространенным: на Руси его отмечают с XI в., значительным событием его считает Русская и Болгарская православная церковь. Греки и сербы этот день не отмечают, так же, как и католики, кроме тех, кто живет в городе Бари.
↑ Версии происхождения народного праздника
Существует версия, высказанная русским этнографом П.И. Мельниковым (Печерским) о том, что с крещением Руси многие языческие празднования были заменены христианскими, в том числе день, когда почитали Микулу Селяниновича, заменили празднеством в честь христианского святого.
Более распространенной, однако, считается версия о том, что с этого дня устанавливалась теплая погода, отсюда и еще одно название праздника – “Никола с теплом”.
Также вероятно, что в народном сознании Николай Чудотворец стал преемником языческого Велеса, покровителя домашних животных и земледелия.
↑ Народное празднование
В некоторых местностях Никола считался исключительно мужским праздником, причем иногда уточнялось, что это – праздник пастухов, табунщиков и конюхов. В большинстве деревень в этот день юноши первый раз отправлялись в ночное, прихватив с собой закуску и водку, жарили на костре яичницу и дожидались прихода девушек, с которыми затем водили хороводы, плясали и пели до самого утра без надзора взрослых.
Множество ритуалов в этот день было связано с охраной скота и от болезней, и от хищников. Большинство из них представляли собой символическое возведение преград между хищником (как правило, волком) и домашними животными. Существовал и ряд ритуальных запретов: в день Николы Вешнего нельзя было есть мясо и ткать или даже передавать друг другу ткаческие принадлежности. Кроме того, со дня святого Юрия и святого Николая запрещено было возводить изгороди.
Также, чтобы в текущем году не было засухи, на Николу ходили крестным ходом в поле и устраивали молебен у колодца, таким образом, прося послать дождь. После этого полагалось выкупаться в реке, обливая друг друга водой. Если же в этот день шел дождь – считалось, что таким образом боги сообщают об удачном и урожайном годе.
С этим днем связаны и свои особые приметы, в основном направленные на предсказание погоды и урожая. Считалось, что погода на Николу Летнего такая же, какую следует ожидать на Николу Зимнего. Обряды и поверья этого дня сохранились, по большей части, в монографиях этнографов, однако дождь на Николу до сих пор повсеместно считается хорошей приметой.