Василий Буслаев – герой новгородского эпоса, именитый богатырь. Он славился всегда молодецкой удалью.
Пусть о Буслаеве не так много былин, но тем не менее его образ смог вдохновить ещё многих людей.
Каждая былина о Василие повествует об отдельной части его жизни.
Самая первая былина посвящена его юности, вторая былина рассказывала уже о более зрелом герое и так далее.
Примечательно, что упоминания о Буслаеве находить стали ещё в XVI веке, а впервые напечатаны былины о Василии были в XVIII веке. Песни были сложены в XII веке.
↑ Биография
Самая первая былина говорит о смерти отца Василия, мать отправляет сына изучать разные науки. Всё молодцу дается учить легко из-за его удали. И вырос Буслаев высокомерным, так что с остальными стал плохо обращаться. Но мать после жалоб горожан наругала сына. Сын на месте сидеть не стал, созвал пир, где начал статный мужей на силу испытывать.
Василий поспорил с новгородцами: если кто его победит из них, то Буслаев ему дань платить будет, а если никто его не победит, то весь Новгород должен будет Василию. И победил Василий.
Известно также, согласно былинам, что Буслаев в зрелые годы уезжает в паломничество в Иерусалим покаяться. Он чувствует раскаяние за совершенные грехи, и вместе со своей дружиной, преодолевая трудности добирается до Иерусалима и получает отпущение грехи на реке Иордан.
Смерть Буслаева пришлась на его обратный путь домой из Иерусалима. Василий и его дружина остановились на привал и решили через камень сер-горюч прыгать, чтобы показать свою ловкость и силу. Буслаев решает, что передом легко прыгать и прыгает задом наперед, однако поскальзывается, падает и погибает.
↑ Легенды
Легенды о Василие Буслаеве чаще всего повествуют нам не только о молодецкой удали богатыря, они демонстрируют, как меняется его нравственный облик и что в нём всё же остается прежним. Примечательно, что после драк, гулянок, пиров и высокомерного обращения с остальными главный герой едет в Иерусалим за прощением грехов.
Неясно, что мешало ему просить прощения в Новгороде на исповеди. Было ли то глубокое раскаяние, требующие какого-либо действия, или было ли то очередное желание показать себя. Ведь его мать долгое время, согласно былине, отговаривала Василия ехать. Ведь там опасно, а Иерусалим сам по себе от Новгорода далёк. Но слова матери на Буслаева не действуют.
Он отправляется в путешествие вместе со своей дружиной, обмывается в реке Иордан и получает отпущение грехов. Казалось бы, это должно демонстрировать духовный и личностный рост Василия. Он через много опасностей прошел по пути к Иерусалиму только из-за прощения грехов. Но тут Василий погибает не от опасности, не из-за риска, а из-за очередного желания себя показать. Погибает он не в бою, погибает он при споре с собственной дружиной и прыжками через камень.
Это наводит на мысль, что либо вся поездка свершилась только из-за желания показаться, либо что всё-таки гордыню не так легко смирить. И без работы человека над собой «прекрасное далеко» будет всегда. Неясно, носит ли всё это какой-то назидательный смысл, и сам по себе колоритный новгородский эпос не может дать на это ответа. Всего легенд о Василие Буслаеве около 70, и не имеет смысла в этой статье рассматривать всех их без исключения. Потому были включены 3 самые главные, которые вкратце могут передать сам образ Буслаева в фольклорном творчестве Руси.
↑ Это интересно знать
Былины и легенды Василия Буслаева вдохновляли многих советских кинорежиссеров. Как ни странно Василий Буслаев фигурирует как персонаж в фильме «Александр Невский» 1938 года от Эзенштейна. Витязь в фильме так же был по-мододецки удал, любил свою мать, однако Эзенштейн наградил его куда большим умом, опытом и мудрости, чем было у него в былинах. Получился зрелый и мудрый былинный новгородский витязь. У Васильева в фильме персонаж куда больше похож на былинного витязя. Точно такой же удалой, высокомерный немного хвастливый любитель показать свою силу и ловкость.
↑ Итоги
По трём представленным здесь былинам Василия Буслаева можно охарактеризовать как витязя статного, удалого, но довольно высокомерного, любителя спорить и демонстрировать свою мощь. Былины о Буслаеве были сложены во время освоения новгородцами земель Ильмени. Местное население тогда ещё было языческим. И как это ни странно, в былинах о Василие много языческих замашек.
В частности фразу «Мой бог меня рабом не называл» приписывают ему. И как учит языческая славянская традиция дружину нужно собирать с палицей, что и сделал Буслаев. Это позволяет взглянуть на былину о паломничестве и вовсе с другой стороны, так как по некоторым другим былинам Василий был тем ещё скептиком и в Бога не верил, а в Иерусалим поехал с намерением военного похода.
Хотя тогда и былина о споре с новгородцами звучит иначе, ведь Василий в пылу азарта восстает и против града, и против церкви, сломав колокол. Это якобы навлекает гнев Богородицы. Тогда Матерь Божья просит мать Буслаева угомонить своего сына.