Любить свою Родину — значит знать её
» Исторические сочинения » Исторические сочинения 1533-1584

Исторические сочинения 1533-1584


Исторические сочинения 1533-1584

Название. Иван IV Грозный и его эпоха - 1533-1584.

Тематика. История.

 

Общая характеристика

 

Иван Грозный стал одним из последних представителей династии Рюриковичей. Тем не менее, эпоха его влияния и правления насчитывает целый 51 год с учётом правления регента Елены Глинской - матери Ивана Васильевича.

В детстве и отрочестве Ивана Грозного господствовала очень напряжённая обстановка при дворе, выраженная борьбой многочисленных сторон, особенно бояр, за власть, что и повлияет на жёсткую и порой жестокую политику правителя.

В период Ивана IV увеличилась территория Российского государства: в его состав вошли Казанское, Астраханское, Сибирское ханства. Были проведены такие важные преобразования, как централизация власти и совершенствование судебной системы (Судебник 1550 года).

 

События, личности, их значение

 

Безусловно, в период царствования Ивана IV одним из важнейших мероприятий стала опричнина. Цель опричнины заключалась в желании царя централизовать власть и свести до минимума влияние феодальной аристократии, которая стала одной из ключевых политических составляющих Российского государства во время феодальной раздробленности. Царь разделил страну на опричнину и земщину.

Велика была роль опричного войска, представители которого стали владельцами новых земель. Опричникам во владения достались бывшие земли князей и бояр, ставших владельцами земщины - не такой благополучной в экономическом плане территории. Опричнина стала одним из мероприятий по централизации власти, роль феодального землевладения резко снизилась. Были убиты такие значительные оппоненты Ивана Васильевича, как митрополит Филипп - он отказался благословить поход царского войска на Новгород (1569-1570). Одним из организаторов казни стал Малюта Скуратов - один из самых близких людей Ивана Грозного, происходивший из боярского клана Бельских.

 

Другим важным событием эпохи Грозного стала Ливонская война (1558-1583). Причиной войны стало стремление Москвы расширить влияние на Балтике, где ей противостояли литовцы, поляки и шведы. Поводом для вторжения войск на южный берег Балтики стала невыплата Ливонским орденом Юрьевской дани - Юрьевское епископство согласно русско-ливонскому договору 1554 года обязалось выплачивать дань Московскому царю.

С Ливонской войной тесно связано имя короля Стефана Батория, прославившегося как организатора, сумевшего привести войско к победе. Ему предстояло завершить опустошительную войну, для чего была укреплена армия. Укрепление армии произошло через создание пешего войска для штурма крепостей. Основу войска составили иностранные солдаты-наёмники и государственные крестьяне. Ливонская война завершилась Плюсским перемирием со шведами. Закончилась она поражением для московитов, несмотря на разгром Ливонского ордена в начале военных действий.

 

Причинно-следственные связи

 

И опричнина, и Ливонская война были одними из важнейших событиями периода правления Ивана Грозного во внутренней и внешней политике соответственно. Иван IV стремился к укреплению абсолютной власти, а также к расширению амбиций Москвы на международной арене. Следствием обоих событий стало дальнейшее закрепощение крестьян. В 1581 году вышел указ о "заповедных летах" о запрете крестьянам на переход от одного владельца к другому.

Наступил тяжёлый социально-экономический кризис. Сократилось население городов и деревень, население страны эмигрировало на малоосвоенные земли Юга России. Выросло количество податей и повинностей. Иван Грозный укрепил личную власть и ликвидировал пережитки феодально-крепостнической системы. Кризис, разразившийся в результате опричнины, стал поводом для Смуты.

 

Оценка эпохи

 

Нетрудно догадаться, что такие длительные эпохи с такими серьёзными правителями следует оценивать крайне неоднозначно. Иван Грозный исключением не стал: его деятельность противоречива. Одна оценка заключается в критике деспотичной политики царя, другая - в его амбициозности и выполнении поставленных перед государством целей.

По мнению Николая Михайловича Карамзина, правление личности складывается из её человеческих качеств. Жестокость Ивана Грозного Кармзин объясняет отсутствием должного воспитания Грозного в детстве и отрочестве - эти периоды жизни будущего великого князя и царя сопровождала неблагоприятная обстановка при дворе. За трон боролись многочисленные стороны, в том числе боярство, которое видело в Иване соперника.

Правление Ивана IV Карамзин оценивает как событие, которое намного страшнее монголо-татарского ига и удельной системы. Если удельную систему и иго Николай Михайлович оценивает как "бедствия", то правление Ивана IV историк оценивает как "грозу самодержца-мучителя". Николай Иванович Костомаров считает борьбу Ивана Грозного с боярством следствием личной драмы и психических расстройств правителя.

Василий Осипович Ключевский оценивает значение Ивана Грозного в российской истории скорее отрицательным событием, чем положительным. Несмотря на серьёзные планы, царь больше задумал, чем осуществил. Он сильнее подействовал на настроения современников, чем на господствовавший в его время государственный порядок. Михаил Осипович Микешин, известный скульптор XIX века, оценил деятельность Ивана Грозного на своём памятнике "Тысячелетие России" в Великом Новгороде, где изображению царя не нашлось места.

Иосиф Виссарионович Сталин положительно оценивал роль Ивана Грозного как самодержца, который навёл порядок в стране твёрдой рукой и расширил территорию страны. Опричнину Сталин оценил как прогрессивное войско, спасшее страну от феодальной раздробленности. Именно поэтому вторая часть фильма Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный" была раскритикована Иосифом Виссарионовичем: по его мнению, режиссёр показал опричников разрушителями, а Ивана Грозного - слабым правителем, зацикленным на своих внутренних переживаниях. По мнению Сталина, Ивана Васильевича нужно было показать жёстким и порой жестоким в принятии решений, но показать, что это обусловлено разрушительной функцией удельной системы.

В целом, деятельность Ивана IV была противоречивой. С одной стороны, территория России значительно увеличилась, а присоединённые земли в далёком будущем подтвердят правильность этого шага экономической значимостью (например, торговые пути на Волге и многочисленные полезные ископаемые в Сибири).

С другой стороны, в результате Ливонской войны территория России на Балтийском море несколько сократилась, а установление единоличной царской власти проводилось с невиданной жестокостью (пусть и меньшей, чем в европейских государствах). Не случайно Иван IV запомнился в истории как Грозный, а англичане называют его "Ivan the Terrible" (то есть, Ужасный).





48407 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Уча­стие в со­зда­нии серии пла­ка­тов «Окна РОСТа» при­ни­мал
    A19
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Русь в правление Ивана Грозного (10 класс)
Презентация: Русь в правление Ивана Грозного (10 класс)
Материалы презентации к уроку истории в 10 классе познакомят учащихся с правлением Ивана Грозного. В методической работе рассматриваются различные точки зрения о личности Ивана Грозного. Слушатели смогут познакомиться с биографией, боярским
Презентация: Опричнина Ивана Грозного (6 класс)
Презентация: Опричнина Ивана Грозного (6 класс)
Материалы презентации познакомят учащихся 6 классов с опричниной Ивана Грозного. Работа выполнена ученицей 7 класса Детковой Юлией под руководством учителя истории Детковой Натальи Николаевны. Слушатели узнают, что опричнина – это особый порядок
Презентация: Внешняя политика Ивана Грозного
Презентация: Внешняя политика Ивана Грозного
Очень яркая и информативная презентация рассказывает историю проведения внешней политики царя Ивана IV Грозного. Данный материал украсит лекцию учителя на уроке истории и дополнит ее историческими фактами. Презентацию также рекомендуется