Будущий генерал родился в городе Нолинск в Вятской губернии, которая позднее стала Кировской областью, 3 декабря 1894 г. в семье служащих. Начальное и среднее образование получил в гимназии родного города, затем поступил в Московский университет, избрав юридическую специальность. Однако образование там закончить ему не удалось, так как началась Первая мировая война, и молодого человека призвали на военную службу.
Во время войны Маландин участвовал в боях на Румынском и Юго-Западном фронте и был командующим ротой. В 1915 г. успешно окончил Александровское военное училище в столице, с 1917 г. был старшим адъютантом в армейском корпусе. Перед тем, как покинуть российскую царскую армию, был произведен в поручики.
После Октябрьской революции, в ходе которой царское правительство было свергнуто, а царская армия – развалена, Маландин вступил в ряды красноармейцев в 1918 г., перейдя на сторону большевиков. Во время Гражданской войны (1917 – 1922/23 гг.) был командиром стрелкового полка, руководил Вятским и Уфимским губернским военкоматом.
В межвоенные годы карьера будущего генерала развивалась следующим образом: с 1921 по 1926 г. он успел побывать начальником штаба стрелковой бригады и стрелковой дивизии, а также командиром стрелкового полка. В 1926 продолжил военное образование на курсах высшего начальствующего состава при Военной академии им. Фрунзе.
Службу Маландин продолжил в Краснознаменной Дальневосточной армии в должности начальником штаба особого стрелкового корпуса. После этого, в 1938 г., стал выпускником Академии Генерального Штаба, где остался преподавать. В 1940 г. Маландин был принят в Коммунистическую партию, в этом же году переведен в Генштаб Красной армии на должность зам. начальника Оперативного управления. Годом позже, когда начальника управления, Ватутина, повысили в должности, Маландин занял его место. За полгода до этого, в июне 1940 г., Маландину присвоили звание генерал-лейтенанта.
Начало Отечественной войны стало началом регресса военной карьеры Маландина. 30 июня его назначили начальником штаба на Западном фронте, а в течение 11 дней (10 – 21 июля) он был исполняющим обязанности начальника штаба Западного направления. В результате отступлений войск Красной армии, сопровождавшихся значительными потерями, командование направления так и не смогло создать фронт обороны. Итогом этой провальной кампании стало понижение Маландина до зам. начальника штаба. Однако в этой должности его деятельность также не была успешной. Так, Жуков в сентябре 1941 очень нелестно отзывался о Маландине, говоря, что тот «…зря сидит в Западном [штабе]».
После провала Вяземской операции 2 – 13 октября 1941 г., когда немецкие войска пробили оборону советской армии, Советский союз потерял более 380 тысяч человек, а более 600 тысяч попало в плен, Маландина сняли и с этой должности. На какое-то время после этого он оставил армию и занимал пост начальника кафедры в Академии Генштаба им. Ворошилова. В 1943 г. попросил направить его на фронт, где до конца войны служил начальником штаба 13-ой армии Первого Украинского фронта. В этой должности он успешно участвовал в нескольких операциях, в том числе Львовско-Сандомирской, Нижнее-Силезской, Пражской и Берлинской.
После войны был направлен в Австрию на должность начальника штаба Центральной группы войск, там же получил звание генерал-полковника. Затем в 1948 г. назначен заместителем начальника Генштаба и повышен в звании до генерала армии. После этого служил в качестве первого заместителя командующего войсками в Прикарпатском военном округе, затем его вернули на должность зам. начальника Генштаба, а в марте 1955 назначили начальником Главного Сухопутных войск.
С июня 1956 г. Маландин продолжил деятельность в области образования в Военной академии Генштаба, сначала в должности первого заместителя начальника, а затем, с 1958 г. – начальника академии. Скончался генерал Маландин 27 октября 1961 г. За свою карьеру он был удостоен множества наград, в том числе трижды – ордена Ленина и Красного Знамени, дважды – ордена Суворова 1 степени, ордена Красной Звезды.
Такие советские военачальники, как С.М. Штеменко (генерал армии), И.С. Конев и А.И. Еременко (оба – Маршалы Советского Союза), положительно оценивали деловые качества генерала Маландина как при его жизни, так и посмертно.