Владимир Анатольевич Шаманов
«Самый яркий из российских генералов» - именно такую характеристику современные историки дают Владимиру Анатольевичу, который, начиная с мая 2009 года, исполняет обязанности начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных сил РФ. На сегодняшний момент состоит в звании генерала-полковника и является героем России.
Детство и юность
Появился на свет 15 февраля 1957 года в административном центре Алтайского края, в Барнауле. Свое детство он провел в Узбекистане. Маленький Володя практически не знал своего отца, который очень рано оставил свою семью, поэтому, по его словам, всем достигнутым он обязан только матери. Именно она, многократная чемпионка родного края по лыжным гонкам, велосипедному спорту и легкой атлетике, научила сына не останавливаться на достигнутом. Мать с детства приучила его ставить перед собой все новые и новые цели, никогда не останавливаться на достигнутом и не сидеть на одном месте. В 1978 году Шаманов успешно окончил Рязанское воздушно-десантное училище, после чего неожиданно для всех, практически сразу (с 1985 по 1986) возглавил 104 полк Псковской дивизии ВДВ. На столь высокую должность для молодого офицера его лично назначил Дмитрий Сухоруков. В отличие от большинства офицеров, он «пропустил» сразу 2 «обязательные» должности заместителя и начальника батальона, на которые в большинстве случаев и назначались офицеры после училищных рот.
В дальнейшем карьера Шаманова, который был чрезвычайно требователен не только к подчиненным, но и к себе, развивалась стремительно. Да и могло ли быть иначе, учитывая настойчивость и твердость характера будущего генерала. О его внутреннем стержне говорит поступок, который комбат совершил во время плановых учебных прыжков в Псковской дивизии в 1986 году. Тогда у него не раскрылся основной парашют, после чего комбату чудом удалось успешно приземлиться. Для того, что бы раз и навсегда победить возникший страх, он вернулся на аэродром и повторил прыжок, доказав самому себе, что он способен на все.
Настоящий полковник
По окончании Общевойсковой академии Фрунзе, уже будучи в звании полковника, стал заместителем командира 300-го полка десантной дивизии №98 в Кишиневе. В начале 90-ых участвовал в миротворческой операции в Нагорном Карабахе, где, в то время, проходили многочисленные военные столкновения. А в марте 1995 года был направлен в Чечню, где получил серьезное ранение. Боевая машина десанта, которой самолично управлял полковник, подорвалась на мине, после чего всех десантников, которые сидели на машине, разбросало в разные стороны. Сам же он попал в госпиталь с серьезными ранениями, и его лечащий врач собирался направить его на дальнейшую реабилитацию в Ростов. Впрочем, здесь снова проявился незаурядный характер полковника. Он, угрожая пистолетом, «убедил» врача вернуть его в расположение части, где уже 3 июля он руководил высадкой десанта во время штурма села Ведено, в котором было уничтожено более 300 боевиков. В октябре того же года, Владимир Анатольевич стал заместителем Геннадия Трошева, который на тот момент командовал 58-ой армией в Чечне. Основной задачей подразделений был поиск разбросанных по всей Чечне боевиков, которые прятались в многочисленных селах и аулах. В ходе руководства войсками, он участвовал в штурме более чем 7 поселков и деревень. В августе 1999 года, уже будучи в должности генерала, был направлен на Кавказ, где сразу стал командующим 58-ой армией Северного военного округа. Средства массовой информации неоднократно подчеркивали, что передача столь высокой должности произошла буквально в течение 2 дней, что говорило об огромной роли, которая отводилась генералу. Смена должности была связана с тем, что группа боевиков под руководством Басаева и Хаттаба вторглись на территорию Дагестана. Именно там он участвовал в освобождении от боевиков целого ряда сел.
Газеты неоднократно писали о крайней жестокости генерала по отношению к мирному населению. Сам же он, ни один раз выступал с разъяснениями, касательно предъявляемых ему обвинений, отмечая, что русская армия оставляет коридоры на несколько дней, через которые мирные жители могут свободно покинуть опасные районы боевых действий. Те же, кто остаются внутри коридоров, в которых затем проводится «зачистка», представляют серьезную опасность для русских солдат. В то же время не только генерал, но и социолог, Шаманов, неоднократно говорил о необходимости психологической реабилитации всем воевавшим в Чечне, не исключая необходимости реабилитации и для себя. В декабре 1999 года, получил звание «Герой России», а в 2000 году ему было присвоено звание генерал – лейтенант. На сегодняшний день невозможно дать точную оценку действиям генерала во время боевых действий в Чечне, но отрицать смелость, преданность отечеству и железный стержень Владимира Анатольевича просто невозможно.