Михаил Ильич Кошкин (1898 - 1940) – был конструктором лучшего танка Второй мировой войны – среднего танка Т-34. Посмертно назван Лауреатом Госпремии СССР и Героем Социалистического труда.
↑ Ранние годы. Служба в армии. Учёба
Михаил Кошкин родился в многодетной крестьянской семье 21 ноября 1898 года. Его отец умер в результате несчастного случая на лесозаготовках, когда мальчику было 7 лет. Поэтому, как только Михаилу исполнилось 14, он отправился искать работу в Москве. Он стал подмастерьем на кондитерской фабрике, и эта профессия пригодилась ему во взрослой жизни. Когда Кошкин достиг призывного возраста, он был призван на службу в царскую армию. Но его служба продлилась недолго, так как в 1917 году началась Октябрьская революция. Она во многом повлияла на жизнь Михаила Кошкина: он вступил в ряды теперь уже Красной армии и сражался с белогвардейцами.
В 1921 году для Михаила началась студенческая жизнь. Его направили в Коммунистический университет им. Свердлова, где готовили руководство для молодой Советской республики. Учёба в университете дала старт его партийной и руководящей роботе, сначала во Вятской губернии. С 1929 года Михаил Кошкин снова начинает учиться, на этот раз в Ленинградском политехническом институте.
Вскоре Кошкина пригласили на Кировский завод опытного машиностроения, где инженеры работали над созданием бронетанковой техники. Из-за политической ситуации, которая сложилась на то время в Европе, танкостроение стало важной оборонной отраслью. На Кировском заводе Михаил Ильич занимал должность заместителя главного конструктора, которая стала пиком его карьеры в Ленинграде.
↑ Работа на Харьковском заводе. Создание Т-34
С декабря 1936 года М.Кошкина переводят в Харьковский паровозостроительный завод, где он занимает должность главного конструктора. Именно этот завод выпускал самые массовые танки Красной Армии – БТ-5 и БТ-7. Учитывая то, что в 1937 году НКВД начали массовые репрессии против конструкторов, должность М.Кошкина стала опасной. В случае любой ошибки или неудачи ему грозил расстрел. Однако такие условия способствовали проявлению лучших руководящих качеств М.Кошкина. Он смог заработать авторитет в новом коллективе, и не боялся продвигать свои новаторские идеи.
Именно в 1937 году Михаилу Ильичу поручили разработать танк нового поколения, который бы заменил скоростной БТ-7. Кошкин понимал необходимость придать танку гусеничный ход. В то время все танки были оборудованы колесно-гусеничным движителем. Вместе со своим конструкторским бюро Кошкин спроектировал два танка – А-34, и А-32. Они были первыми прототипами будущего Т-34. В них был использован и первый дизельный двигатель В-2.
Показ новой техники для руководства Кремля был назначен на март 1940 года. К этому времени завершилось создание двух прототипов Т-34, но они не имели достаточного количества пробега, чтобы быть допущенными к показу. Поэтому Михаил Кошкин принял рискованное решение перегнать танки с Харькова в Москву своим ходом. Это был уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях и проверить, были ли правильными технологические решения. Всю ответственность за пробег Кошкин взял лично на себя.
Показ новой разработки стал триумфом Кошкина. Новые танки были быстрыми и изящными, имели высокий уровень защиты. Сталин назвал их «первыми ласточками танковых войск». На обратном пути в Харьков конструктор усугубил простуду, на которую заболеем ещё по пути в Москву. В Харькове Михаил Кошкин долгое время провёл в больнице, но его состояние только ухудшалось. В санатории «Липки» под Харьковом Михаил Кошкин умер. Это произошло 26 сентября 1940 года.