До сих пор Юлия Порфирьевна Галышева – та самая маленькая Юля – помнит много-много людей, вместе с которыми шел и ее папа, и вся семья, и все односельчане. Взрослые плакали. А маленькие дети просто не понимали, что происходит... Но именно от детей войны мы можем сейчас получить крупицы воспоминаний о том тяжелом времени. Воспоминания эти передаются следующим поколениям.
– Как раз со слов бабушки Юлии Порфирьевны я теперь знаю про своего прадедушку – Порфирия Павловича Пашина, ветерана войны, – рассказывает Надежда Антонова, моя собеседница.
Родился Порфирий Павлович 15 февраля 1909 года в деревне Фёдоровка Фёдоровского района Башкирской АССР. Жена Елена Романовна была из соседней деревни. Вместе пережили и достаток, и нищету после раскулачивания, но сохранили любовь свою и крепкую семью, в которой были двое сыновей – Михаил и Николай, и младшая дочь Юля.
Когда началась война, глава семьи пошел на фронт и воевал до Победы. Но только один эпизод он вспоминал… В конце войны, уже в 1945 году, после боя красноармейцы вошли в одну из деревень. Там были только пустые улицы и дома. А всё население фашисты перед отступлением согнали в большое одноэтажное здание, похожее на ферму, и задушили газом, не пощадив ни стариков, ни детей.
Бабушка Юлия и сейчас помнит, с каким трудом ее папа, фронтовик, рассказывал про этот ужас, который он видел воочию. Наверное, для крестьянского парня из Страны Советов это было самым страшным воспоминанием, несмотря на то, что сам пережил нелегкие испытания, видел смерть боевых товарищей, испытал боль ранений…
Самое первое он получил в ноябре 1941 года. Пробило грудь. Потом было еще пять ранений – и все тяжелые, глубокие. Раны мучили солдата и болели всё время после войны: осколки выходили постепенно.
Служил он в повозочно-транспортной роте. На лошадях доставлял снаряды. И по-деревенски умело и трепетно ухаживал за этими благородными животными. Он хорошо понимал: там, где не проедет никакой транспорт, пройдет подвода с лошадьми. Во многих боевых операциях участвовал, пройдя в составе Украинского фронта не только западную территорию Советского Союза, но и Чехословакию, Германию.
– Как говорит моя бабушка Юлия Порфирьевна, парадный пиджак ее папы, моего прадедушки, был весь в наградах. – Сейчас удалось подтвердить по архивным сведениям лишь часть из них: это, кроме ордена, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу в Великой Отечественной войне». Работу в архивах и исследования на сайтах мы продолжаем.
Рядовой Пашин достойно прошел свой боевой путь и завершил его в Берлине.
«Я помню тот момент, когда папа пришёл с войны, – так однажды начала рассказывать бабушка Юлия. – Была ночь ноября 1945 года, мы долго ворочались, пытаясь уснуть, так как очень хотелось есть. Раздался тяжелый топот сапог в сенях, мы все очень испугались, потому что услышали чей-то мужской голос. Мать встала и вышла посмотреть… Её крики и слезы еще больше напугали нас. Но всё изменилось, когда отец вошел в избу… Я никогда не забуду тот момент! Мы все бросились его обнимать, целовать, и еще долго-долго плакали от счастья... Тогда, ноябрьской ночью 45-го, он привез мне подарок – маленький шелковый зелёный платочек. Я его храню до сих пор. И никогда с ним уже не расстанусь».
После войны Порфирий Павлович Пашин работал санитаром в Фёдоровской ветлечебнице. Заботился о животных, лечил их.
– Прадедушка жил до 1967 года. Я его не застала в живых, но знаю, что его уважали в селе. А о том, каким он был семьянином, можно опять-таки судить по воспоминаниям моей любимой бабушки Юлии: «Папа был очень добрым. Он никогда не ругался, а объяснял всё спокойно. Его любовь к детям была сильной, за каждого он всегда мог постоять. Сначала любовь была к нам – детям, затем появились племянники, но когда родилась внучка, он только и ждал того момента, когда она проснется, чтобы в очередной раз подержать ее на руках».
Приостановив свой рассказ, Надежда Сергеевна вдруг совсем неожиданно сказала:
– А ведь я стала узнавать подробности жизни своего прадедушки не так давно. В 2014 году впервые поучаствовав в акции «Бессмертный полк» я рассказала об этом своей бабушке Юлии Порфирьевне. Она была поражена и тому, что прошла эта удивительная акция по стране, и что я тоже в ней участвовала. Как же ей это было приятно! И вот тогда-то состоялся очень важный лично для меня и для последующих поколений нашей семьи разговор: бабушка рассказала всё, что помнила, о своем отце, а моем прадедушке Порфирии. И время от времени она вспоминает что-то еще и сразу же звонит мне. Я просто не представляю, что было бы, если б не состоялся тот судьбоносный разговор… С тех пор собрано много сведений, материалов и архивных документов. Поиск продолжается. И я уже прихожу на праздник 9 Мая с портретом нашего дорогого ветерана Великой Отечественной войны, моего прадедушки Порфирия Павловича Пашина.
Из наградного листа
«В период подготовки к форсированию реки Одер 16 апреля 1945 года товарищ Пашин под сильным артиллерийско-минометным огнем противника в составе своего отделения подвозил на лошадях переправочные средства к берегу реки Одер. В бою при форсировании реки Одер 17 апреля 1945 года и в последующих боевых действиях по завоеванию плацдарма на западном берегу реки под сильным огнем противника бесперебойно поставлял боеприпасы непосредственно на огневые позиции батарей и в стрелковые роты, переправляя боеприпасы через реку Одер на лодках и плотах, тем самым способствовал выполнению боевой задачи по расширению плацдарма. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».