История страны – это, прежде всего, история людей, участвовавших в событиях. Великая Отечественная война – сравнительно недалекое для нас время. Ведь мы можем не только познакомиться с документами, фотографиями, но и поговорить с участниками тех событий. Наше поколение обвиняют в бездушии. Хочется показать, что это мнение ошибочно, и мои ровесники чтят память родственников-героев. Тема патриотизма актуальна всегда, для моих современников связь поколений – значимое понятие.
Моя прабабушка, Волкова Екатерина Алексеевна часто вспоминала о своем отце. Ей очень хотелось, чтобы внуки (моя мама и её брат) и я поняли героизм солдата во время войны, почувствовали горе семьи, потерявшей отца и мужа.
Я хорошо помню её рассказ: «Моего папу, Волкова Алексея Васильевича, война застала в 34-х летнем возрасте. Он проживал в посёлке Ардатов Горьковской области и был известен на всю деревню: он был замечательным портным. До войны у него была замечательная семья: жена, дочь и три сына.
И вот наступил тот самый роковой день: 22 июня 1941года. Папа был призван в армию в первые дни войны. Он попал в артиллерийские войска», - сделала прабабушка небольшую паузу, показывая в который раз фотографию Алексея Васильевича. Я смотрел на мужественное лицо солдата, и меня переполняло чувство гордости за моего прапрадеда.
Прабабушка рассказывает о том, как семья получала письма с фронта, как мама плакала, переживая за любимого мужа. Со слезами на глазах баба Катя вспоминает о том, как они читали извещение о том, что их муж и отец пропал без вести в Белоруссии. Бабы Кати не стало в 2012 году… В нашей семье нет больше очевидцев тех страшных событий.
Накануне Дня Победы я решился продолжить поиски сведений о прапрадеде. На этот раз я попросил у моей бабушки Юдиной Галины Петровны рассказать всё, о чем говорила ей когда-то мама.
Бабушка передаёт мне в руки бесценные документы: удостоверения о наградах, фотографии военных лет. Глядя на них, я погружаюсь в те годы...
«23 апреля 1942г. приказом первой Ударной Армии за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками сержант Волков Алексей Васильевич награждён медалью «За боевые заслуги».
«28 августа 1943г. приказом по 62-ой стрелковой дивизии 21-ой армии Западного фронта старший лейтенант Волков Алексей Васильевич награждён орденом «Красная Звезда».
Все это время семья живет в далеком поселке Ардатов, испытывая лишения, тоскуя об отце и муже. Младший сын Сережа в пять лет заболел скарлатиной и умер. В июне 1944года семья получила известие о том, что их муж и отец, капитан 123-го стрелкового полка 62-ой стрелковой дивизии, в бою за освобождение Белоруссии пропал без вести. Это был страшный удар для семьи, в особенности для жены, Александры Ивановны, и через несколько месяцев она умерла, не сумев пережить разлуку с любимым мужем.
Трое детей остались сиротами. Наша прабабушка была самая старшая, в то время ей было шестнадцать лет. Заботу о детях на себя взяла сестра бабушки, Наталья Ивановна. Тяжело приходилось детям: жестокий голод, тоска по родителям, нелюбовь тётки. Но они учились в школе и мечтали продолжить образование…
Катя мечтала стать педагогом. С детства она легко находила общий язык с младшими, и ребята её очень любили. Окончив школу, Катя поступила в педагогическое училище. Училась девушка на «отлично». Но расстаться с мечтой заставила её страшная нужда: есть приходилось гнилую картошку, выйти из дома было не в чем – не было валенок. Катя вернулась в родной Ардатов. Так жилось детям без родителей…
Долгие годы дети ничего не знали об Алексее Васильевиче. Дочь посылала запросы в разные населённые пункты, чтобы узнать, где похоронен отец. Ответ был один: «В списках не значится»…
«И вот 1988году из Белоруссии пришло письмо о том, что найдена братская могила, в которой были обнаружены вещи их отца. А в 1993году красные следопыты средней школы деревни Ляды Дубровенского района Витебской области установили, что капитан Волков Алексей Васильевич пал смертью храбрых 14 (или 15) июня 1944года и похоронен в этой деревне. Следопыты предлагали дочери воина приехать на могилу, но она не смогла по состоянию здоровья. Она выслала фотографию отца, которая стала одним из экспонатов школьного музея», - так бабушка закончила свой рассказ, а я всерьёз заинтересовался тем сражением, где пал смертью храбрых прапрадед.
Я попытался найти как можно больше информации о тех событиях в интернете. Наткнулся я и на воспоминания очевидцев: «Стоял жаркий июньский день. В этом одуряющем зное невозможно было дышать от разлагающихся, распухших трупов наших и немецких солдат. Они лежали прямо по верху траншей и просто в кустах, там, где застала их смерть. Такой ужасной картины я ещё не видел за всю войну. Я не мог идти в первые мгновения – меня рвало от страшного запаха смерти…»
Мне удалось узнать, что весной 1944 года Гитлер в «Приказе фюрера №11» потребовал сделать из Витебска (и некоторых других белорусских городов) «крепость», которую сдавать категорически запрещалось. В конце марта генерал пехоты Фридрих Гольвитцер был назначен комендантом «крепости Витебск».
Советские фронты прекратили наступление и занялись тайной подготовкой стратегической операции по освобождению Белоруссии «Багратион». Перед началом операции, вероятно, в одной из перестрелок, и пал смертью храбрых мой прапрадед.
22—23 июня 1944 года началось проведение советскими войсками Белорусской операции («Багратион») — одной из крупнейших войсковых операций в истории человечества. Среди её первых этапов была Витебско-Оршанская наступательная операция, в ходе которой был освобождён Витебск.
Далее я заинтересовался историей тех, кто производил поиск погибших в годы войны. И здесь я нашёл воспоминания: «Ровно за год до первой Всесоюзной Вахты Памяти под Новгородом, поиск погибших в годы войны привёл нас в Дубровенский район Витебской области. То, что мы увидели, никого не могло оставить равнодушными. Территория примерно 8х12 километров находилась в заброшенном состоянии. Впечатление такое, словно только что окончились бои на этой земле: окопы, землянки, блиндажи, залитые талой водой… Прямо на брустверах, в свежих отвалах земли, валяются человеческие черепа, кости, мины, снаряды…». Так начались исследовательские работы на месте боёв.
Также я попытался найти прапрадеда в базе данных некоторых сайтов, и мои усилия не оказались тщетными. Я нашёл несколько документов, в которых значились данные прапрадеда.
На сайте «Мемориал» я увидел фамилию моего прапрадеда в нескольких документах: список выбывших бойцов Западного фронта, сведения на предмет исключения из рядов Красной Армии, именной список безвозвратных потерь офицерского состава 62-ой стрелковой дивизии, Список выбывших бойцов 21-ой армии, информация из донесения о безвозвратных потерях и, наконец, Список захоронений в деревне Ляды. Оказывается, Волков Алексей Васильевич был командиром минометной роты. «Погиб в бою», - причина смерти. Во всех найденных документах дата смерти значилась именно 15, а не 14 июня.
Итак, я выяснил дату и обстоятельства гибели прапрадеда. Изучая документы и воспоминания очевидцев тех событий, слушая рассказы своих родных, я ясно проследил тесную взаимосвязь судьбы страны с каждым человеком и того времени, и последующих поколений.
Наши земляки – жители Горьковской области - доблестно сражались за дело Победы, отдавали свои жизни за наше будущее. Мой прапрадед внес значительный вклад в дело Великой Победы. Именно благодаря таким простым бойцам, как Волков Алексей Васильевич, Советский Союз смог победить в страшной войне.