Когда я смотрю в зеркало, то вижу в отражении четырнадцатилетнего мальчишку. Почти такого же, как и все в этом возрасте: добродушного и беззаботного и уж точно мало думающего о завтрашнем дне. Немногим старше были тысячи мальчишек, у которых летом того страшного сорок первого года закончилось детство. Все они, кому едва исполнилось 18, с ненавистью к врагу ушли защищать свою Родину.
Вот и мой прадедушка, Оверченко Илья Наумович, уроженец Волгоградской области, встретил войну в свои 18 лет в Москве, где он работал слесарем на военном прожекторном заводе им. Л.М. Когановича. Как только началась война, в Москве организовали артиллерийскую полковую школу, где он обучался около трех месяцев военной профессии артиллериста – наводчика.
Мой прадедушка был одним из тех, кем сейчас гордится страна. Пройдя множество сражений, не раз рискуя жизнью на поле битвы и вернувшисьдомой по окончании войны, он редко рассказывал о тех событиях и лишь иногда, вполголоса, упоминал о страшных эпизодах той маленькой жизни, которую он успел прожить за эти годы. Он рассказывал, как ему с его товарищем дали поручение схватить языка из немецкой армии для допроса. Поймать его оказалось не так-то просто. Это был сильный крепкий молодой солдат. В схватке он начал душить дедушку. И в момент, когда его жизни оставалось всего на минуту, дедушка смог найти в себе силы и одолеть его.
Рассказывал он и о том, как противник гнал нашу армию от Харькова до Сталинграда, без оглядки: «С одной винтовкой на троих, без времени на отдых и сон – так продолжалось не одни сутки. Самолётов было так много, что они закрывали собой небо и солнце, когда они начали бомбить, пыль даже не успевала оседать на землю. При атаке вдвоём с другим солдатом упали в воронку, шел немецкий танк, решил раздавить нас, он заехал в воронку, остановился, и начал разворот, мне отрезало половину пальто и засыпало землёй. Сразу подумал, что пронесло, а когда выбрался, то увидел, что товарища раздавило. Думал, что уже один живой остался, а когда поднялся, то увидел, что поднимаются и другие. Счастье было неизмеримо».
Дедушка рассказывал, как ему с его полком приходилось переправляться через Дон вплавь, под выстрелы немецких автоматов, как он в один день подбил со своего орудия два немецких танка, за что был награжден медалью «За отвагу». Потом, когда закончили Сталинградскую группировку, пошли по направлению Ростова, дедушка был ранен на речке Чир, не дойдя до своей родины 30 километров.
После выздоровления попал в кавалерию, в составе кавалерийской части освобождал г. Луганск.
Второе ранение получил около станицы Ковель на Украине. Находился на лечении в Киевском госпитале. После выздоровления воевал на Прибалтийском фронте. Пришлось побывать и санинструктором: выносил на себе раненых с поля боя, оказывал им первую медицинскую помощь и доставлял в медсанбат. Довелось моему прадеду служить и в разведке. Дошел до Кенинсберга.
Закончил войну в составе пятой гвардейской артиллерийской бригады в городе Метаве в Литве.
Был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», имеется много юбилейных медалей.
В последние годы жизни Илья Наумович вел записи – воспоминания. Заносил он их в простую тетрадь. Она сейчас хранится у одной из его дочерей – моей тети.
Когда я читаю эти воспоминания, то, конечно же, не могу даже близко представить ужас и страх, царивший в душах наших солдат в те годы. А еще больше у них в душе была вера в победу, вера, что никогда не позволят фашизму разгуливать по нашей русской земле. И так думали все солдаты. И говорить «Спасибо» ветеранам я должен именно за это. За то, что я, моя семья, моя родня, люди, которые меня окружают, не испытали ужасов войны, и все мы живем под мирным небом.
Мы из первых уст знаем, что наши солдаты воевали за свою родину, за наше будущее, за нас. И мы не дадим никому переписать нашу историю и наше прошлое.
Автор: Наумов Сергей, ученик 7 класса МБОУ: Прогрессовская ООШ