Любить свою Родину — значит знать её
» Оружие России » Самолет Як-130

Самолет Як-130


Як-130Як-130 – современнейший авиационный самолёт-тренажёр, первый летающий образец, на котором уже можно готовить пилотов для перспективных истребителей пятого поколения.

 

Авиация с самых своих первых «шагов» поставила перед человеком вопрос квалификационной подготовки пилотов. Если первые «этажерки» были столь редки, что стоимость самолёта для тренировки лётчика была сопоставима со стоимостью полновесного аппарата, то уже к 30-м годам ХХ-го века ситуация изменилась полностью.

 

Современные, на тот момент, самолёты ушли далеко вперёд, и фраза о том, что «любой кучер может управлять авиеткой» буквально повисла в воздухе. Понятно, что простейшим решением стала первоначальная подготовка пилотов на самолётах устаревших моделей, однако спустя ещё пару десятилетий пришлось всерьёз занять строительством специальных самолётов для тренировок лётчиков.

 

В разные годы в нашей стране это были модели, как отечественные, так и разработки стран соц. лагеря. Но с распадом СССР пришлось максимально сконцентрироваться на собственном производстве, хотя зарубежный опыт всё ещё использовался. Учебно-тренировочный комплекс, самолёт ЯК-130 оказался переходной моделью от СССР к России, от старых принципов конструирования учебной авиатехники, к новым.

 

История создания Як-130

 

Исторически пришедшись на «эпоху перемен» вся история появления Як-130 оказалась столь же непростой, как и история страны, где он создавался. Наработанный опыт подготовки будущих пилотов показал, что никакие сверхточные тренажёры даже близко не могут заменить тренировки на реальных самолётах.

 

самолет як-130

 

Сообразуясь с этим и так же понимая, необходимость скорой модернизации всего истребительного парка отечественных ВВС был объявлен конкурс на создание «летающего тренажёра».

 

Будучи лишь одной из разрабатываемых по заказу ВВС моделей, впоследствии самолёту пришлось научиться имитировать не только отечественные конструкции, но и самолёты «вероятного противника», поскольку тяжёлая финансовая обстановка вынуждала экспортировать производимые авиакомплексы.

 

Разрабатывался Як-130 в кооперации с итальянской компанией Аэрмаччи и в конечном итоге выиграл внутрироссийский тендер у КБ МиГ. Разрабатывали самолет Як-130 в ОКБ Яковлева, главный конструктор К.Попович. 25.04.1996 года состоялся первый полет.

 

Краткие технические характеристики Як-130

 

В замечательном романе о лётчиках защищавших небо блокадного Ленинграда автор создал мыслями главного героя такое описание истребителя И-16: «Самолёт сразу же поразил его широкой бульдожьей мордой и короткими плоскостями. "У этого цепкая хватка, это настоящая боевая машина". Так потом и оказалось».

 

Если поставить в ряд использующиеся в ВКС России самолёты, то учебно-тренировочный ЯК-130 полностью подойдёт под приведённое описание. Коренастый силуэт сравнительно короткого планера дополняет высокое рулевое оперение и короткие, «мускулистые» крылья. Создававшийся в качестве летающего тренажёра, по тех. заданию, самолёт может выполнять и вполне реальные боевые задачи.

 

Як-130

 

Перепрограммируемый из истребителя в штурмовик, в мирное время, ЯК-130 отлично справляется с боевым амплуа лёгкого штурмовика. На фотографиях с установленным навесным оборудованием он и вправду похож на ощетинившегося ежа, или скалящего зубы бульдога.

 

Требования к характеристикам аэродрома поистине спартанские – Як-130 взлетает с ВПП длинной от 500 до 1000 метров и садится на такой же отрезок. Причём взлётка может быть даже грунтовой, что становится очень интересным фактором среди тех, о которых хотелось бы упомянуть дополнительно.

  • Длина самолета - 11,49м;
  • Высота самолета - 4,76м;
  • Размах крыла - 9,72м;
  • Экипаж - 2 человека.

 

Интересные факты о Як-130

 

Если государства с большим военным бюджетом активно экономят средства, сажая начинающих лётчиков с тренажёра сначала на учебный самолёт, то что уж говорить о странах небогатых. Именно им и адресованы принципы, заложенные в конструкцию Як-130:

  • Возможность функционирования в качестве учебного самолёта в режимах имитации разных моделей и разных условий учебного боя;
  • Использование в качестве боевого штурмовика;
  • Вооружение позволяет вести активное противодействие вертолетам и более слабым истребителям противника, атаковать самолёты-разведчики и транспортно-десантную авиацию; Использование лёгких сплавов вместо композитных материалов;
  • Низкий расход горючего;
  • Базовая модель, уже имеющая наработки по модернизации;
  • Низкие требования к длине и покрытию ВПП.

 

Итоги

 

Задание по проектированию УТК Як-130 оказалось сродни созданию полнофункционального боевого самолёта. Несмотря на сложности в его реализации, получившийся в итоге авиационный комплекс обладает рядом совершенно уникальных характеристик и большими перспективами дальнейшей модернизации.

 

Совокупность перечисленных факторов открывает для Як-130 очень широкие горизонты, включающие поставки на экспорт, или разработки сопутствующих моделей на общей базе.





4253 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    В конце XVIII—на­ча­ле XIX в. Рос­сия участ­во­ва­ла в ко­а­ли­ци­ях, на­прав­лен­ных про­тив
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме