Пейзажная лирика Баратынского
1.Введение. Е. А. Баратынский вошел в русскую поэзию прежде всего как поэт-философ. Подавляющая часть его произведений посвящена глубоким рассуждениям о внутреннем мире человека, соотношению поэзии и реальной жизни, назначению поэта и т. д.
К жанру пейзажной лирики Баратынский прибегал достаточно редко. В его творчестве насчитывается лишь несколько произведений, целиком посвященных описанию природы.
2.Особенности. Описания природы Баратынский использовал только для подтверждения и объяснения своих философских мыслей. Поэтому обычно пейзаж уже несет в себе какую-либо атмосферу или господствующее настроение: покой ("дубравы мирные"), бурные страсти ("бури грозный свист и волн мятежный рев") и т. д.
Для пейзажной лирики Баратынского, как и для его творчества в целом, характерна торжественная и возвышенная лексика, частое обращение к классическим образцам ("свищет аквилон" - древнеримское название северного ветра, "эфирная обитель", "в садах Армидиных").
3.Основные мотивы. Центральным в пейзажной лирике Баратынского является патриотический мотив родного края, повторяющийся в нескольких произведениях. Разочаровавшийся и уставший от "бурь" и "битв" лирический герой мечтает вернуться под "родные небеса" на "отческие поля". При этом он провозглашает патриархальность и преимущества простого земледельческого труда. Возвращение "под сень берез ветвистых" означает обретение долгожданного покоя и душевного счастья.
В реальной жизни Баратынский действительно довольно-таки успешно занимался деревенским хозяйством. Поэтому его герой не только восторженно созерцает красоту пейзажа, но и активно работает над его улучшением ("у брега насажу лесок уединенный").
В картины родного пейзажа часто вплетаются грустные мотивы запоздалого возвращения лирического героя. Чувствуя себя "блудным сыном", он понимает, что даже величественная природа подвергается разрушительным изменениям ("далече воды утекли, их ложе поросло травою"). Но дух многих поколений предков заставляет лирического героя "славить... леса, долины, воды", которые переходят к нему по наследству.
В противоположность тихому и мирному родному пейзажу выступает мотив бушующей стихии, олицетворяющей собой как окружающий человека враждебный мир, так и его внутреннюю борьбу. Это традиционный для поэзии образ моря или океана с его "яростными волнами". В стихотворении "Приметы" Баратынский обращается к проблеме противостояния чувственного восприятия и научного анализа.
Он считает, что многие беды современного ему общества связаны с тем, что человек отвернулся от природы. В прошлом ее сердце было открыто для людей. Природные приметы (крик ворона, рычание волка, появление голубей) служили нерациональным, но единственно правильным руководством в жизни человека. Забвение этих примет стало роковой ошибкой человечества, которое решило руководствоваться только собственным ограниченным разумом.
4.Стихи. Самое полное представление об основных особенностях пейзажной лирики Баратынского дает стихотворение "Осень" (1836-1837 гг.). Природа служит фоном для изображения труда "земледела", который представляется автору достигнутым идеалом. Это одно из итоговых произведений, написанное поэтом незадолго до смерти.
Взгляды Баратынского на природу, как приют для измученного житейскими невзгодами странника и главный объект приложения человеческих сил, изложены также в стихотворениях "Родина" (1821), "Есть милая страна, есть угол на земле..." (1834). Неукротимая природная стихия изображена в произведениях "Водопад" (1821), "Буря" (1824).
5.Итоги. Пейзажная лирика составляет незначительную часть поэтического наследия Баратынского. Поэт мало интересовался красотой природы, отдавая предпочтение философской лирике. Возможно, это было ошибкой Баратынского, так как некоторые фрагменты его произведений содержат блестящие образцы художественной наблюдательности за пейзажем.