Любить свою Родину — значит знать её
» Русские Художники » Добужинский Мстислав Валерьянович

Добужинский Мстислав Валерьянович


 В. Добужинский – русский график, театральный художник, мемуарист.

 

Детство. Юность

 

Добужинский Мстислав ВалерьяновичДобужинский родился 2.08.1875 в Новгороде. Его отец был военным, служил преподавателем петербургского Михайловского артиллерийского училища, в отставку вышел генерал-майором. Мать была артисткой, певицей. Родители разошлись, едва родился Мстислав. Мать уехала, а отец взялся за воспитание и образование сына. Оба родителя очень любили мальчика, так что ему пришлось в детстве поочередно жить то у отца, то у матери. Проживая с отцом в Кишиневе, Мстислав поступил в гимназию, а закончил гимназический курс в Вильне.

 

Способности и тяга к рисованию обосновали его поступление в Императорскую школу общества поощрения художеств (Петербург), где он проучился с 1885 по 1887г. Художественному мастерству Добужинский учился у словенского живописца Антона Ажбе и у венгерского художника Шимона Холлоши в течение 1899 – 1901 годов в Мюнхене.

 

Профессиональный художник

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города"

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Гримасы города" фото

 

Начиная с 1902 г., Добужинский начал участвовать в художественных выставках, вступил в творческое объединение «Мир искусства», практиковал собственную живопись и графику, писал критические статьи о художественном творчестве. Добужинский был в числе первых поклонников таланта литовского живописца и композитора Микалоюса Чюрлёниса, которого долгое время критики обходили вниманием. Глубокое понимание символического искусства Чюрлёниса, его фантастического мира мечты, сказочных видений свидетельствует о тонком чутье Добужинского в сфере художественного творчества.

 

В 1919 г. он получил назначение на пост директора художественного училища в Витебске. Когда был создан театр БДТ, на первых порах спектакли там оформлял Мстислав Добужинский. Кроме того, он много занимался преподавательской деятельностью, работая в штате частных художественных школ Петербурга. В 1922 г. стал профессором Петроградской Академии художеств.

Литовское гражданство

 

Русский и литовский поэт-символист Юргис Балтрушайтис, будучи полномочным представителем Литвы в Советском Союзе, помог Добужинскому принять литовское гражданство и покинуть СССР. В 1925-ом художник работал в Рижском театре, оформляя спектакли, а в 1926 – 29 годах – в Парижском театре Балиева Н. Ф. «Летучая мышь». Затем он стал ведущим художником в литовском Государственном театре (г. Каунас). Параллельно преподавал в одной из частных художественных школ, писал искусствоведческие статьи для литовских изданий. В 1935 г. в составе труппы каунасского театра Добужинский уехал в Европу, в Англию.

 

В Европе и США

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик"

Добужинский Мстислав Валерьянович картина "Старый домик" фото

 

Заграничная жизнь Добужинского не особенно богата художественными достижениями. Еще в 1927 г., вступив в парижскую масонскую ложу «Юпитер», называемую Великой Ложей Франции, он прошел путь до степени мастера (1929) и оставался членом этого религиозно-этического движения до 1938 г. Его привлекала утопическая цель масонства – создание тайной всемирной организации, которая бы объединила человечество в братском союзе. Он искренне верил в эту идею и делал все, от него зависящее, для ее воплощения. В 1939 г. Мстислав Добужинский уехал в США, с тех пор он уже не покидал Штаты. Последнее интервью у него взял корреспондент радио «Свобода» Борис Оршанский за день до смерти художника. Умер Добужинский в Нью-Йорке 20.11.1957.

 

Обзор творчества

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской"

Добужинский кртина "Окно в парикмахерской" фото

 

Начало творческого пути Добужинского сопровождалось влиянием югендстиля (это немецкое название стиля «модерн»), а также известных художников «серебряного века» (Бенуа, Сомов). Его причисляли к декадентам. Стиль его работ был близок к символизму. Много внимания Добужинский уделял в своем раннем творчестве городскому пейзажу. По его признанию, любимый Петербург привлекал его как художника не столько общепризнанными красотами, сколько деталями «изнанки» - закоулками, дворами, неказистыми местечками.

 

Даже названия его графических работ говорят об этом интересе: «Окно парикмахерской», «Лавка спирита», «Гримасы города», «Старый домик». В них художник изобразил жизнь и нравы города: безвкусица, цинизм, пошлость, продажность, где вперемешку соседствуют трагическое и комическое. Например, картина богатых похорон, где наряженные факельщики идут под дождем. Рядом – равнодушные прохожие, бедный шарманщик со своей обезьянкой, какая-то нелепая афиша, зазывающая горожан, кафешантан, глухие и мрачные здания, в которых обитают несчастливые люди. Таким видел Добужинский современный ему Петербург.

 

Символом страшной действительности является его «Дьявол», где изображен огромный паук с выпученными, горящими глазами. Он охватывает своими щупальцами человеческий муравейник, кишащий вокруг него. Художник хотел передать свое чувство ужаса перед трагической безысходностью жизни. Работая в «Мире искусства», Добужинский творил не только в области книжной графики, он писал и исторические картины, как, например, «Петр Великий в Голландии». Сотрудничал с Московским художественным театром, оформляя спектакли «Месяц в деревне» по Тургеневу, «Николай Ставрогин» по Достоевскому и другие.

 

А в книжной графике можно назвать его замечательные иллюстрации к повести «Барышня-крестьянка» Пушкина, к сказке «Свинопас» Андерсена, к повести Достоевского «Белые ночи», к сказке «Три толстяка» Олеши и к множеству других произведений.





7439 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из про­из­ве­де­ния ис­то­ри­ка И. В. Ку­ру­ки­на и ука­жи­те, о каком ис­то­ри­че­ском де­я­те­ле идёт речь. «Ко­неч­но, мел­ко­му кур­лянд­ско­му дво­ря­ни­ну со­мни­тель­но­го про­ис­хож­де­ния помог "его ве­ли­че­ство слу­чай": рас­то­роп­ный управ­ля­ю­щий сумел не толь­ко войти в до­ве­рие, но и найти до­ро­гу к серд­цу мос­ков­ской ца­рев­ны; она, в свою оче­редь, вне­зап­но из за­хо­луст­ной вдовы (бла­го­да­ря при­гла­ше­нию вер­хов­ни­ков) пре­вра­ти­лась в рос­сий­скую им­пе­ра­три­цу. Он с успе­хом осво­ил новую для рос­сий­ско­го двора роль и пре­вра­тил ма­ло­по­чтен­ный образ "вре­мен­щи­ка" в на­сто­я­щий ин­сти­тут вла­сти с не­пи­сан­ны­ми, но чётко очер­чен­ны­ми пра­ви­ла­ми и гра­ни­ца­ми».
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
Сегодня имя художника Дмитриева-Оренбургского мало что говорит зрителю: картины его забыты, монографических исследований творчества не было. Иногда в обзорах искусства второй половины 19 века появляется его имя. А, между прочим, жизнь художника