Усольцева Елизавета Ивановна родилась 4 ноября 1926 года в селе Новомарьясово. В то время село относилось к Красноярскому краю Ширинского района. В семье было пятеро детей: три сестры и два брата по отцу ейне родные.
Первый муж мамы в 1915 году был убит немцем. Отец Голиков Иван Ульянович, мама Голикова Акулина Македоновна. Жила и училась в селе Новомарьясово, закончила 7 классов. Работала в колхозе «Чулым»: сеяла пшеницу и рожь, боронила на лошадях, полола, вязала снопы и так далее.
Во время войны начала работать на полудёнке. После направили в г. Ужур, работала в узле связи. Потом перевелась на почту в с. Шира Ширинского района. В 1949 году отправили по направлению вд. Черное озеро продолжать работать по своей профессии. Там же познакомилась со своим будущим мужем и прожила с ним с 1949 года по 1999 год. Похоронила там и мужа, и двух своих теток. Осталась одна. Детей у нее не было. В 1999 году вернулась на свою родину -вс. Новомарьясово.
В О С П О М И Н А Н И Е О В О Й Н Е
Горькую чашу войны вместе с ушедшими на фронт мужьями, отцами, братьями и сыновьями делили и те, кто остался в тылу – старики, женщины, дети. Они как могли приближали победный час. Вот лишь одна из многих историй того времени, рассказанная нам при встрече с ветераном тыла Елизаветой Ивановной Усольцевой. В 1941 году она помнит, как во время празднования «Сабантуй» - окончание посевной, она осталась одна дома и по радио услышала о начале войны.
По окончанию праздника домой вернулся старший брат. Она сказала: «Братка! Началась война!». «Что ты мелишь?!» - ответил он. Елизавета Ивановна воскликнула: «Уж Киев бомбят!». Работал в колхозе счетоводом Григорий Никитич Марьясов. Брат пошел к нему узнавать, правда ли, что началась война. Она сказала ему в след: «Купи конфет! Мне проспорил же». И купленные конфеты были доказательством начала войны. Вдруг пошёл такой сильный дождь и брат сказал: «Ну, вот и накосили сено, и хлеб убрали, и дождь леванул…».
Пришел отец и Елизавета Ивановна рассказала ему, что началась война. Он ударил кулаком по столу, да с такой силой, что выломал угол стола, и воскликнул: «Это немцы все начали!». Мы не были солдатами на войне. Зато были солдатками на трудовом фронте. И трудную жизнь прожили за четыре военных года. Хватили лиха досыта. Работали за мужиков. Из нашего колхоза на войну забрали всех молодых мужчин, остались дети, старики, женщины. Мы во время войны вместе со всеми односельчанами работали в колхозе:сеяли пшеницу и рожь, боронили на лошадях, пололи, вязали снопы, пасли овец, лошадей, пахали, заготавливали дрова.
Было трудное время, приходилось много работать. Эти бессонные ночи, кровавые мозоли от непривычной работы нам никогда не забыть. Мы все делали вручную. Очень радовались, когда приходили письма с фронта от наших отцов, братьев, мужей. Самым горьким было слышать о похоронках, о том, что наши войска отступают. Мы плакали. Но верили в победу. И, несмотря на все трудности, которые выпали на нашу долю, приближали победу, потому что был призыв партии: «Все для фронта, все для победы».
Вечерами после изнурительной работы вместе с подругами готовили посылки на фронт, вязали шерстяные носки, варежки, шили теплые вещи для бойцов. Сбор теплой одежды для фронта был важным и нужным делом. Каждый труженик считал своей обязанностью помочь фронту, чем может – сдавал в фонд обороны денежные сбережения, облигации государственных займов и другие ценности, отчислял часть трудодней, сдавал сельскохозяйственные продукты. За каждым эпизодом тех суровых дней кроется горькая участь женщин военных лет. За свои ратные труды многие награждены орденами и медалями.
Сейчас им за восемьдесят. Несмотря на свой преклонный возраст, они бодры, энергичны. Горько сознавать, что с каждым годом остается все меньше среди них живых свидетелей, детей тех далеких событий. Нынешнее поколение обязано им тем, что имеет мирное небо над головой, возможность спокойно жить, учиться, работать и растить детей.
Да, были, как века, мгновения.
Об этом тяжко вспоминать. –
Хватило б только сил, терпения, -
Чуть слышно повторяла мать.
Когда заря еще дремала
И крепко спали петухи,
Она, ослабшая, вставала
На ошалелые гудки.
Ей было двадцать семь неполных.
Внося сибирскую метель в избу,
Она валилась, помню,
Едва раздевшись, на постель.
Уставши за день несказанно,
Она шептала, как вчера: -
Успеть бы отдохнуть мне за ночь, -
И затихала до утра.
Мне только после ясно стало:
Им, женщинам, таким, как мать,
Упорным, сердце приказало
В тылу Отечество спасать.
Приложения
1933 год. Моё детство. Я лет семи. Брат, невестка и Шурик, их первенец
1950 год Работали в детском саду д. Черное озеро. Девчонки решили сфотографироваться на память у здания сада
1969 год Я на работе в сельском совете д. Черное озеро. Веду документацию в бухгалтерии
Июнь, 1987 год Окончание посевной. В центре директор совхоза «Озерный» Анатолий Петрович и наш хор «Рябинушка»
1971 год. На фото Татьяна Янгулова, Тамара Акулова и я на воскрестнике. Ездили на Волчий плёс д. Черное озеро.
Май, 1985 год Ходили на митинг, посвященный Дню победы
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Новомарьясовский сельский Дом культуры»
УСОЛЬЦЕВА ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА
Авторы: Лебедев А.С. Ербягина С.А.
с. Новомарьясово 2017 г.