В год моего рождения страна праздновала десятилетие Победы.
Я никогда не видела войны.
И это счастье!
Но, наверное, на постсоветском пространстве нет такой семьи, которой бы не коснулись ужасы войны.
В нашей семье всегда свято чтили и чтят память родственников – участников Великой Отечественной войны. Я хочу назвать их поимённо. Мой дед Дужань Трофим Иванович воевал в пехотных войсках. Познал все тяготы войны, перенёс несколько ранений, был удостоен множества наград и, на радость жене и детям, вернулся живым домой в село Александровка Широковского района Днепропетровской области.
Войну вспоминать он не любил; нам, внукам, рассказывать о войне не хотел. А когда слушал песни о войне, всегда у него на глазах были слёзы. Война оставила в его душе незаживающую рану.
Брат моего дедушки Дужань Павел Иванович был матросом Черноморского флота. Он был одним из участников обороны Севастополя. Великое горе – Павел попал в плен к фашистам. Но он не мог смириться с этим. Когда фашисты везли в товарняках советских военнопленных в концентрационный лагерь, Павел выломал доски пола и выпрыгнул из вагона. Но случилось страшное и непоправимое: ноги его оказались под колёсами вагона. Он погиб, истёк кровью, лёжа на железнодорожных путях. Фашисты с собаками не подпускали к нему сельчан, которые хотели оказать ему помощь. Вечная ему слава и память!
Старшая сестра моего папы Дужань Вера Трофимовна в 16 лет была угнана фашистами в Германию на каторжные работы. Шестнадцатилетним подростком она пережила столько горя и невзгод, что хватило бы на несколько жизней. Казалось бы, от пережитого она должна была ожесточиться и очерстветь. Но я не встречала в своей жизни добрее и душевнее человека. Она уже ушла из жизни, но я люблю её и часто вспоминаю.
Ещё один член нашей семьи – это Мура Роман Александрович, муж моей тёти Дужань Веры Трофимовны.
Он, как и мой дядя Дужань Павел Иванович, был матросом Черноморского флота. Мужественно сражался в Крыму. Раненый, он попал в плен в Германию, в концентрационный лагерь. Несколько раз безуспешно пытался бежать из фашистского плена. Последний побег удался – он оказался в Польше и примкнул к партизанам. К огромному сожалению, тяготы плена не прошли бесследно, и он умер от ран и болезней после войны.
Когда началась война, моей маме Многолет Галине Акимовне было 8 лет, жила она вместе со своей мамой и сестрой в городе Семёновка Черниговской области. Навсегда в памяти у мамы осталось начало войны: горожане, притихшие и подавленные, слушают на улице репродуктор, из которого звучат страшные слова о вероломном нападении фашистов. Затем через весь город несколько дней идут измученные, с почерневшими лицами, в грязных гимнастёрках советские солдаты. А вслед за ними в город врываются фашистские оккупанты. Они бодры и веселы, на мотоциклах, стреляют без остановки. И вдруг у них на пути оказывается цыганская кибитка, в которой были только женщины и дети. Фашисты безжалостно расстреляли их всех.
Моей маме уже 82 года, но она до сих пор не может без слёз и содрогания вспоминать эту сцену расстрела беззащитных людей.
Мамина семья сполна испытала все тяготы трёхлетней фашистской оккупации. Отступая из города, фашисты из огнемёта жгли дома горожан. Сожгли и мамин прекрасный дом. Много лет пришлось жить в землянке.
В блокадном Ленинграде умерли страшной голодной смертью брат и сестра моей бабушки Многолет Дарьи Алексеевны (маминой мамы) Мирошник Мария Алексеевна и Мирошник Анисим Алексеевич.
Еще один бабушкин брат Мирошник Василий Алексеевич прошел всю войну от начала до конца, имел боевые награды, но рассказывать о войне не любил: слишком тяжелыми были эти воспоминания.
Его жена Полина пережила все ужасы блокадного Ленинграда, похоронила там умершего от холода и голода своего первенца и была эвакуирована по «Дороге жизни».
Моя мама очень хорошо помнит день 9 мая 1945 года. Ликовали не только люди, но и природа, как будто хотела подарить людям, пережившим страшную войну, новую жизнь: всё цвело буйным цветом, всё было расцвечено яркими красками, всё благоухало. Природа кричала: «Живите те, кто выжил, жизнь так прекрасна, но пусть никогда больше не будет войны!»
Родители моего отца.
Дужань Варвара Кирилловна и Дужань Трофим Иванович,
участник Великой Отечественной войны
Сестра папы.
Дужань Вера Трофимовна.
На фото подпись: «…На довгу й щиру згадку маÏм дорогiм рiднiм: татовi, мамi,
8 братiкам i сестрiчкам вiд Вери. Пiдчас перебувания в Нiметчини. м.Dusseldorf
В центре: моя бабушка Многолет Дарья Алексеевна
и ее брат-фронтовик Мирошник Василий Алексеевич
- ДУЖАНЬ ТРОФИМ ИВАНОВИЧ
- ДУЖАНЬ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
- ДУЖАНЬ ВЕРА ТРОФИМОВНА
- МУРА РОМАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
- МНОГОЛЕТ ГАЛИНА АКИМОВНА
Автор:
Заведующая библиотекой
Татьяна Кузьминична Дубинина
Государственное учреждение образования "Гимназия 51 г. Гомеля".