Исследовательская работа «Три войны за плечами»
Всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Время не в силах ослабить людскую память о стойкости, мужестве тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного подвига. В то время проявлялось всё лучшее, высокое и благородное, что есть в наших людях.
Всё меньше остается среди нас знавших войну воочию. Мы должны, пока не поздно, как можно больше узнать о судье этих людей, сохранить их рассказ в памяти. Эти люди отстояли нашу Родину.
В каждой российской семье люди свято берегут память о своих предках, защищавших свободу и независимость страны на фронтах Великой Отечественной войны. Я горжусь тем, что среди этих мужественных людей был и мой прадед Филатьев Михаил Дмитриевич
Цель работы: исследовать и изучить данные о прадеде Филатьеве Михаиле Дмитриевиче - участнике трех войн
Задачи:
- Изучение сохранившихся документов и фотографий в семейном архиве Борковой Галины Михайловны, запись воспоминаний Филатьева Вячеслава Михайловича
- Систематизация фотоматериалов военных лет из семейного альбома.
- Поиск сведений о Филатьеве М.Д.в Интернете.
- Сбор сведений и выяснение боевого пути прадеда.
- Представить собранный материал в исследовательской работе
Объект исследования: жизненный путь ветеранатрех войн Филатьева Михаила Дмитриевича
Предмет исследования: вклад прадеда в победу над врагом
План исследования:
- Изучение документов из семейного архива
- Беседа с Борковой Галиной Михайловной, дочерью ветерана
- Запись воспоминаний Боркова Вячеслава Михайловича о боевом пути своего отца Филатьева Михаил Дмитриевича
- Работа с материалами из Интернета
Методы исследования:
- Беседа.
- Интервью
- Анализ
В нашей семье настоящим героем был и остаётся мой прадед - Филатьев Михаил Дмитриевич – участник трех войн: советско - финской войны(1939-1940 г.г.), Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.), войны с милитаристской Японией (август - сентябрь 1945 г.)
Родился Михаил Дмитриевич 6 декабря 1913 года в деревне Вохреньево Вохомского района. Закончил 4 класса. Семья занималась сельским хозяйством. В семье было четверо детей: 2 сына и 2 дочери (приложение 1). Вместе они пахали, сеяли, убирали урожай. Деревня находилась далеко, но Михаил еще до войны учился в Вохомской автошколе, - упорства было не занимать, а права смог получить уже в армии.
В 1930 году Михаил Дмитриевич был призван в армию. Прадед служил в автомобильных войсках. Вернулся домой. В 1939 году – женился. А уже в 1940 году, когда началась советско-финская война, его призвали в армию и отправили на фронт. Филатьев Михаил Дмитриевич ушёл на финскую войну, ему тогда было уже 27 лет. Не знал Михаил Дмитриевич, что уйдет воевать на целых 5 лет, три войны пройдет.
Жена Наталья Игнатьевна не думала, что расставание будет таким долгим. Непрошенную слезу смахнул украдкой он с лица, прощаясь с женой. Ныло пылкое сердце от осознания того, что эти родные руки, может быть, обнимают его в последний раз. Так начиналась военная биография моего прадеда.
Провожали односельчан на войну всем селом, с прадедом прощались его родители и жена. Страшный плач слышался над селом, когда на подводах увозили мужей и отцов, сыновей и братьев. Многие тогда, как, оказалось, расставались навечно. Миллионы матерей, жён, отправляя на фронт своих сыновей и мужей, просили их беречь себя от пуль и снарядов и обязательно вернуться домой. Каждая жена верила в своё счастье, надеялась, что её муж обязательно останется жив, вернётся домой. Такая надежда была и у моей прабабушки.
«Зимняя война 1939 - 1940 годов» надолго оставила горькие чувства в памяти ни одного поколения Финляндии и России. Однако, как свидетельствует история, подлинная мудрость народов и их правителей заключается в том, чтобы извлечь уроки из этой войны, осознать ее пагубные последствия и никогда не допустить в будущем.
«Долгие годы, преднамеренно или нет, подлинная история советско - финляндской войны предавалась забвению, не публиковались подлинные данные о потерях Красой Армии. В полной мере не была отдана дань памяти павшим, не увековечены поименно все, кто сложил голову в то суровое время. По сей день судьба многих командиров и красноармейцев, погибших либо пропавших без вести в 105 – дневной войне, остается неизвестной».
Советско-финская война (1939 -1940 гг.) (Зимняя война) - вооружённый конфликт между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Война завершилась подписанием Московского мирного договора. В составе СССР оказалось 11 % территории Финляндии. Целью СССР было добиться военным путём того, чего не удалось сделать мирным: обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы и в случае начала войны (в которой Финляндия была готова предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма) неминуемо был бы захвачен в первые дни (или даже часы).
«По мнению ряда историков, операция СССР против Финляндии относится ко Второй мировой войне. В советской и российской историографии эта война рассматривается как отдельный двусторонний военный конфликт, не являющийся частью Второй мировой войны» .
Сведений об участии в Финской войне моего прадеда, кроме воспоминаний родственников, никаких не осталось. Известно одно, что мой прадед - Филатьев Михаил Дмитриевич под обстрелом финской артиллерии загружал машину и успешно доставлял боеприпасы советским воинам. Военные действия проходили на приграничной территории, сплошь поросшей густыми лесами, трудно проходимыми даже летом, поэтому в лютый холод с покровом снега почти в человеческий рост, солдаты физически не могли воевать на всей территории. Поэтому все главные боевые действия проходили вдоль дорог (приложение 2).
Вернулся с финской войны мой прадед, а в августе 1940 года у него первенец, сын Леонид родился. Эта война закончилась, но мирной жизни осталось совсем немного. Начнется Великая Отечественная война. Мой прадед на фронте был водителем: на «полуторке» на передовую подвозил снаряды для артиллерии. Быть шофером на войне - это очень ответственное дело. На первый взгляд только кажется, что это легко.
Фронтовые дороги… Какие они? Да дорог, то и не было, сплошное бездорожье. Трудно приходилось водителям. Постоянная спешка. Тяжелые времена. «Полуторка…». Занимаясь исследованием, я узнал, что «полуторка» - это грузовой автомобиль ГАЗ-АА (приложение 3), пожалуй, один из самых многочисленных автомобилей Великой Отечественной войны. Эти грузовики составляли половину от общего числа всех машин Красной армии. Всего же с 1932 по 1950 годы их было выпущено около миллиона штук. Ее ласково называли «полуторкой», потому что грузоподъемность ГАЗ-АА составляла полторы тонны.
ГАЗ-АА был незаменим на войне, потому что имел несложную конструкцию, был очень надежен и чрезвычайно прост в эксплуатации. Полуторка прекрасно преодолевала бездорожье и разгонялась до 70 км/час по шоссе; на 100 км пути расходовала 20 литров низкооктанового бензина. При движении колонной грузовики ГАЗ-АА минимально разрушали дорожное покрытие и могли двигаться по легким мостам. Во время войны, из-за нехватки металла на ГАЗ-АА стали делать деревянные кабины, а вместо дверей использовали брезентовый тент, который сворачивался к передним стойкам и застегивался на застежки.
Полуторки, сделанные в годы войны можно узнать по прямоугольным крыльям, которые не штамповали, а просто гнулись из плоских листов жести. По рассказам шоферов тех лет поддерживать полуторку на «ходу» в полевых условиях было довольно не просто. Летом было очень пыльно, зимой очень морозно. И в любую погоду она страшно грохотала. Излишеств на ГАЗ-АА тоже не было: один дворник, одна фара, откидывался лишь задний борт и т.д.
Опасно было даже курить за рулем. Бензобак располагался между моторным отсеком и кабиной. Поэтому шальная пуля или фитилек окурка при неполной герметичности могли привести к вполне предсказуемым последствиям. Слабыми звеньями считались шины, стартер и аккумулятор. Известно, что бензонасоса на ГАЗ-АА не было, топливо из бака, расположенного выше карбюратора, поступало самотеком. Поэтому на затяжных подъемах полуторка глохла.
Если выходил из строя карбюратор, его заменяла намотанная на коллектор тряпка, пропитанная бензином, на ее испарениях машина чихала, фыркала, но ехала. Затормозить тоже было не просто - для этого необходимо было последовательно понижать передачи. Обязательным был двойной выжим сцепления, а это лишние секунды при остановке. Много разных дорог пришлось изъездить Михаилу Дмитриевичу за годы войны. Сколько вероятностей было у него погибнуть при бомбёжках и артобстрелах, сколько раз выбивало стёкла в машине. Всякое бывало. Но, видимо, оберегал шофёра его ангел - хранитель: ранило, но не убило. Посчастливилось вернуться после войны домой.
Фронтовые шоферы пользовались немалым авторитетом среди солдат и мирных граждан. Ведь, не зря им посвятили «Песню фронтового шофера». Как артиллерист без пушки, так и шофер без машины.
Через горы, реки и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины,
По путям-дорогам фронтовым.
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая,
Помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела!
Эта песня о фронтовых шоферах, а значит, и о моем прадеде тоже. Каждый раз, когда я слышу ее, я вспоминаю своего предка Филатьева Михаила Дмитриевича, сержанта Красной Армии, солдата трех войн. Более пяти лет колесил мой прадед по дорогам войны, в качестве шофера подвозя боеприпасы на передовую линию под шквальным огнем противника и бомбардировкой с воздуха. Сколько тысяч километров проехал на полуторке – не сосчитать. Любил дороги, только не те, что изрыты бомбами и снарядами….
Разные дороги приходилось видеть ему во время войны: и узкие просёлки, и «снежники», и широкие автострады и бездорожье. Страшно: это когда подъезжаешь к мосту, а мост уже разбомбили немецкие самолёты. Десятки тысяч шоферов колесили по дорогам войны, и они знают, что это такое – дорога военных лет. И у каждого есть, что рассказать о том, как они воевали на своей полуторке.
Прошли годы, ушли в Мир иной многие водители, прошедшие войну. Но память об их ежедневных подвигах должно хранить молодое поколение, рождённое после войны. Но чтобы помнить, нужно знать, нужно владеть информацией. Фронтовые дороги всегда были линией фронта, передовой. Особенно в начале войны, когда в небе свирепствовали «мессеры» и «хейнкели». Охотились за каждой машиной, не жалея ни пуль, ни снарядов. Ремонтные мастерские были на фронте в авторотах. А в пути ты и механик, и водитель, и слесарь.
Нередко под огнём противника приходилось ремонтировать свою машину. Михаил Дмитриевич всегда в кузове и под сидением возил запчасти. Если сломается что-нибудь в пути, то чем заменишь-то?! Запчасти снимали иногда с брошенных немцами машин. Едешь по дороге, видишь, разбитый автомобиль стоит. Если есть время, отвинтишь от него какую-нибудь необходимую деталь. Если время в обрез, то подцепишь трофей к машине и привезёшь в автомастерскую. Ремонтники всегда «спасибо» говорили.
Многое шоферам приходилось делать самим. Они и двигатели форсировали, делали их мощнее; и лебёдки всевозможные конструировали, чтобы можно было самому, без чьей-либо помощи, выбираться из ямы. Но главное было на фронте, – доставить груз вовремя. От опыта и умения, смекалки и находчивости водителя порой зависела жизнь многих солдат. Не привёз вовремя ГСМ, опоздал на полчаса с боеприпасами – и роте нечем драться с фашистами. И хотя, казалось бы, есть оправдание: плохая дорога, самолёты бомбили, мост разрушен – в сознании всегда присутствовало: задержаться в пути никак нельзя.
Бывало, приедешь в указанный квадрат, посмотришь по сторонам – должна стоять батарея, а её нет. Чувствуешь по времени, что артиллеристы далеко не должны были уйти. Вот и начинаешь гонять по позициям, искать свою батарею. Кругом грохот, разрывы бомб и снарядов, а ты чуть ли не по следам пушек ищешь своих. А бывало и так. Приедешь вовремя на место, а все погибли. Стоишь и думаешь, что делать? Снаряды ведь не бросишь, они живым нужны. И опять носишься по передовой, ищешь другие батареи. Разгрузишься – и снова за снарядами.
Водители военных лет проехали на своих «газиках» да ЗИС-ах сотни тысяч километров по дорогам войны и в разное время года. Дождливые были ли дни, морозные ли, а летом палило солнце над головой - для водителей не было выходных дней. Они возили свой груз каждый день, приближая день Победы. Сколько стран проехал на своей «полуторке», подвозя боеприпасы воинским частям Михаил Дмитриевич: это Украина, Молдавия, Болгария, Румыния, Венгрия… Но впереди еще были суровые испытания.
Перед войсками фронта путь лежал через горы, реки и долговременные укрепления врага, за которыми находился крупнейший административный и промышленный центр Чехословакии - Брно. Брно был стратегическим городом, от него открывалась прямая дорога на Прагу. Советские войска наступали на Прагу сразу с трёх сторон. Наступление на Брно должно было вестись сразу с нескольких сторон. 22 апреля войска 2-го Украинского фронта окружили город, прорвав перед этим моравский оборонительный рубеж противника.
На следующий день с утра город начали бомбить силами воздушной армии и артиллеристов. Войска перешли в наступление. Следующие два дня танковые и стрелковые отряды противника пытались предпринимать контратаки и сдержать наступление советских войск, но 25 апреля бои завязались уже на окраинах Брно. Красная Армия сначала отбила реку Свитаву и восточные районы города, а 26 апреля уже был взят под контроль и центр города. В этот день в Москве гремел торжественный салют – 224 орудия дали 20 артиллерийских залпов.
5 мая 1945 года Братиславско - Брновская наступательная операция была объявлена завершённой. Освобождение Будапешта - часть крупнейшей Будапештской стратегической наступательной операции, продолжавшейся 108 дней. В кровопролитном сражении за столицу Венгрии, оккупированную немцами, наши безвозвратные потери превысили 80 тысяч человек.
Мой прадед имел награды:
Благодарности за взятие городов: Кировоград, Новоукраинка, Помощная, Первомайск (Украина) Бендеры, Каушаны, Чимишлия (Молдавия), Лейпциг (Германия) (приложение 5);
Благодарности за освобождение городов: Шумен (Болгария), Орадеа – Маре (Румыния), Дебрецен, Будапешт (Венгрия) (приложение 6); -Благодарность за освобождение города Брно (Чехословакия) (приложение 7);
Орден Красной Звезды за освобождение Будапешта (приложение 8). Орден получил прадед во время войны, к сожалению, удостоверение не сохранилось. Я узнал, что Орден Красной Звезды учрежден для награждения за большие заслуги в деле обороны Союза ССР, как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности. Орденом красной Звезды награждаются: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, сотрудники органов Комитета государственной безопасности СССР, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Благодарность за освобождение Манчжурии от японских захватчиков (приложение 9).
Юбилейные медали 20 лет Победы», «За доблестный труд в ознаменование 100 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «50 лет Вооруженных сил» (приложение 10).
Вспоминает сын Михаила Дмитриевича - Вячеслав: «Получил отец Орден Краной Звезды в битве за Будапешт. Он обеспечивал боеприпасами танковую часть, которой командовал Герой Советского Союза, гвардии генерал- лейтенант танковых войск Ф.Г. Катков, и благодаря своевременной поддержке и обеспечению боеприпасами битва была выиграна, хотя в любой момент мог попасть в машину вражеский снаряд и пуля, и всё взлетело бы в воздух. Номер Ордена 2276/ВП 9.
Несколько раз Михаил Дмитриевич был ранен, поле войны ещё осколки шевелились». Я, занимаясь исследовательской работой, увидел, что все благодарности моего прадеда подписаны Ф.Г.Катковым. В Интернете я узнал, что с ноября 1943 года Ф.Г. Катков командовал 7-м механизированным корпусом. Корпус освобождал города Украины, Румынии, Венгрии и Чехословакии.
За годы войны генерал Катков был 4 раза ранен (2 тяжёлых и 2 легких ранения) и 1 раз контужен. В составе 7 механизированного корпуса он прошел боевой путь от берегов Днепра до столицы Чехословакии - Праги. После окончания войны с фашистской Германией 7-й механизированный корпус был переброшен в Забайкалье и участвовал под командованием Ф. Г. Каткова в разгроме японской Квантунской армии. После окончания войны в Европе в мае 1945 года и разгрома гитлеровской Германии наши советские войска вступили в войну против Японии.
СССР 8 августа 1945 года объявил войну Японии. В сложных условиях Дальнего Востока, Манчжурии, Китая Советская армия смела оборону противника и за короткий срок разгромила основную лучшую часть японских вооружённых сил. Таким образом, 2 сентября 1945 года Япония безоговорочно капитулировала. Были восстановлены исторические права Советского Союза на Южный Сахалин и Курильские острова.
Кончался май 1945 - го. Седьмой механизированный корпус под командованием генерал- лейтенанта Каткова стоял под Прагой. Позади остались жестокие бои. Танкисты привыкли к мысли, что всё закончено, что желанная победа, к которой шли долгие годы, завоевана. Вызов в Москву для Каткова был неожиданным. Вызов срочный, не оставляющий времени на раздумья. Вылетел самолетом. В столице получил приказ о переброске корпуса на Дальний Восток. На вопрос генерала маршал бронетанковых войск Федоренко ответил: «Бойцы седьмого механизированного корпуса отлично дрались с фашистами в тылу противника, а вы, товарищ генерал, хорошо знаете Забайкалье, — и, шутя добавил: — Вот вам и карты в руки».
Согласно этой информации я смог определить, что мой прадед Филатьев Михаил Дмитриевич в Великую Отечественную и войну и войну против милитаристской Японии воевал в составе 7-го механизированного корпуса, который возглавлял генерал Катков. Да, трудную задачу решили советские офицеры, советские воины под командованием генерал-лейтенанта Каткова. 8 сентября 1945 года они узнали, что их командир Федор Григорьевич Катков удостоен самого высокого и почетного звания — Героя Советского Союза.
Я считаю, что мой дед, Филатьев Михаил Дмитриевич, вместе с 7 механизированным корпусом прошел путь от Днепра до Чехословакии, а потом и до Манчжурии и остался в живых – в этом большая заслуга генерал- лейтенанта Федора Григорьевича Каткова. В своей работе я рассказал о подвиге человека, казалось бы, совсем неприметной профессии. Фронтовые шоферы были самые настоящие герои, потому что занимались доставкой грузов в любой обстановке: будь это бомбежки, обстрелы или затишье на фронтах. Это уж когда и как везло.
Мой прадед - один из отважных солдат трех войн, которые не жалели своей жизни, защищая Родину. Было много боев, в которых участвовал наш прадед, и ни в одном из них он не струсил, не терял достоинства и чести. Писал домой письма – треугольники (к сожалению, за давностью лет они не сохранились). Получил Орден Красной звезды за освобождение Будапешта. До Берлина не дошел. Отправили воевать с Японией. Был демобилизован из Японии.
Мой прадед - истинно русский солдат, который никогда не хвастал своими наградами, скромно молчал о своем героическом прошлом, но в душе всегда хранил память о своих погибших друзьях и однополчанах. Держу в руках тяжелые медали, удостоверения к ним, смотрю на старые, черно-белые немногочисленные фотографии моего прадеда и пытаюсь представить, сколько испытаний, тяжестей выпало на его долю, на долю всего советского народа.
По словам бабушки, прадед не очень любил рассказывать о войне. О войне рассказывал всегда очень скупо. У него всегда на глазах появлялись слёзы. Видно, слишком тяготили его воспоминания о перенесенном, выстраданном. Тяжело и горько ему было вспоминать о тех, кого потерял в боях, освобождая от немецко - фашистских захватчиков города и села. Михаил Филатьев вернулся в 1946 году на свою родину и снова стал работать, как и до войны. Очень мало сохранилось в моей семье фактов из военной биографии прадеда.
Михаил Дмитриевич Филатьев был крестьянином, любил свою землю, дом, детей. Ему довелось выжить в то лихолетье. Он прошел всю войну, остался жив. Но смерть все-таки настигла его в 1976 году. Моему прадеду было тогда всего лишь 63 года. Он перенес инсульт. Теперь я точно знаю, почему не любил вспоминать о войне сержант Филатьев Михаил Дмитриевич, родством с которым я горжусь. К сожалению, это все, что сохранилось в памяти моего деда с того времени. Но, несмотря на это, я очень бережно храню эту историю в своем сердце. Ведь этот человек был одним из тех, кто воевал за мир и независимость нашей страны. Я с гордостью смотрю на фотографии прадеда, разглядывая его ордена и медали. Это его слава.
Прадеда уже давно нет в живых. Как напоминание о нём, остались пожелтевшие фотографии и фронтовые награды. По моему убеждению, человек, который прошел огненный ад, не очень хочет даже своим близким рассказывать об этом, видимо, начинает сердце щемить и болеть душа. Сколько прадеду пришлось пережить боли за свою Родину, может быть плакал, стонал, но не жаловался, не сдавался. Да, другие были те люди, сильны телом и духом, и как бы их не ломало, не гнуло к земле, стояли они, стояла и наша держава.
После долгих, полных страданий и лишений лет «всем смертям назло» прадед сумел вернуться домой живым. Вскоре сердце радостно защемило ещё от одной мысли: домой, к родным. Отчётливо осознал, какими долгими были годы разлуки. Дочь Михаила Дмитриевича, моя бабушка Боркова Галина Михайловна, вспоминает: «Михаил Дмитриевич был очень дружелюбный, разговорчивый». У моего прадеда были дети: Леонид – он родился в 1940 году (его уже нет в живых, он умер в 1986 году), второй сын - Вячеслав, родился в 1950 году (он живет в Костроме) и моя бабушка - Боркова Галина Михайловна(1956 года рождения) живет в поселке Зебляки.
Семья Филатьевых переехала из Вохмы в поселок Зебляки в 1973 году. Моя прабабушка была с 1919 года, она умерла в 1995 году. Она и прадед – оба похоронены в Зебляках. Деревни, где родился и жил мой прадед уже нет, как нет многих деревушек по всей стране. Наше поколение родилось, растет, учится и живет в мирное время. Этим мы обязаны поколению наших прадедов, которые сделали все, чтобы победить врага.
Мы должны помнить о подвиге Ветеранов Великой Отечественной войны, подражать им и быть готовым к защите своей Родине. Ещё до конца не дописана летопись войны, летопись подвигов. Я приоткрыл лишь одну страничку истории простого солдата, фронтового шофера Филатьева Михаила Дмитриевича. Но ведь тысячи таких солдат и спасли нашу Родину, наш народ. Наш прадед - простой человек, со своими мечтами и желаниями, но вся его жизнь – пример служения своей Отчизне, Родине. Я горжусь тобой, мой прадед!
Литература
- Устюжанин Г. П. Золотые звезды курганцев. Вики Чтение
- Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1939-141. Военная литература
- Шубичева Р. И., Канавец А. С. Интересные аспекты советско-финской войны 1939-1940 годов // Молодой ученый. №49. 2017.
ПРИЛОЖЕНИЕ
советская автоколонна на дорогах советско-финляндской войны
знаменитая "полуторка"
Мой прадед - сержант Филатьев Михаил Дмитриевич
благодарности за овобождение городов
Орден Красной Звезды за освобождение Будапешта
Благодарность за освобождение Манчжурии от японских захватчиковАвтор: Борков Максим, 10 класс
юбилейные медали Филатьева Михаила Дмитриевича
МОУ ДО Дом детского творчества Шарьинского муниципального района Костромской области
Научный руководитель: Шатрова Галина Иванова, педагог дополнительного образования