Когда началась Великая Отечественная война, Павлу Юркову шел одиннадцатый год. Помнит он из своего детства летний солнечный день 22 июня 1941 года, когда всем селом на подводах, запряженными лошадьми, выехали на районный пикник в Корюкину рощу вблизи села Частоозерье по поводу окончания посевной страды. На большом костре в казанах женщины варили уху из карасей, картошку и мясо. Работали торговые палатки, местные артисты пели и плясали в честь праздника. У всех было весёлое, радостное настроение. Ничего не предвещало беды. И только вечером, вернувшись с гулянья домой, люди узнали страшную весть — началась война с фашистской Германией.
Уже на следующий день к военкомату потянулись из сёл и деревень обозы с людьми, началась призывная кампания. Отца, Зиновия Гавриловича, взяли на фронт в январе 1942 года. На руках у матери Нины Павловны в то время осталось четверо малолетних детей. Павел в семье был вторым ребёнком. Успел закончить четыре класса сельской школы, а затем пришлось оставить учёбу. В военную пору надо было помогать старшим по хозяйству: колоть дрова, носить воду из колодца, копать огород, косить сено, следить за младшими детьми. Зимой жизнь была совсем плохая, жили бедно, впроголодь. Картошка заканчивалась к новому году и чтобы совсем не умереть с голоду, ходили по людям, собирали кожуру от картошки и брюквы. Придя домой, радостные ребятишки жарили очистки на круглой печке, прислонив их к железу. Вкуснее еды они не знали в ту пору. Хлеб получали по карточкам, иждивенцам давали по 200 граммов на день, служащим — по 400 граммов, а рабочим — по 500 граммов. Летом жизнь была полегче, спасали от голода огород и лес. Ягоды, грибы, пучки, медуница — все ели. По весне уже тянули на болоте рогоз, резали его на мелкие части и долго варили в чугунке на печке. Этот сладковатый привкус вареного рогоза Павел Зиновьевич помнит до сих пор.
Отец, красноармеец Юрков, воевал на Волховском фронте, был пулемётчиком. Писал домой редкие письма. О себе, что жив и здоров, бьёт врага. Больше печалился о судьбе своей семьи, как малые дети растут: Таисия, Павлик, Саша, Володя. В те далекие военные годы одежды у ребятишек хорошей не было, все донашивали после старших братьев и сестёр. Летом бегали босиком, были закалёнными и редко болели.
— Как-то в сельсовет, — вспоминает Павел Зиновьевич, — привезли гуманитарную помощь от «американских друзей». Досталось матери Нине Павловне два бушлата из крепкой материи. Скроила и сшила она Павлу шорты до колен. Все бы ничего, только расцветка ткани была необычной — цвета американского флага.
Так и бегал паренек летом в разноцветных штанах, чем вызывал большую зависть у своих ровесников.
После ранения и контузии Зиновий Гаврилович вернулся домой. Это было великим счастьем для семьи. За отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне он был награждён медалью «За боевые заслуги» и орденом «Отечественная война» II степени. Жизнь семьи стала налаживаться.
Павел Юрков свою трудовую деятельность начал в 14 лет, в январе 1945 года. Его взяли учеником в токарный цех машинно-тракторной мастерской. Работа ему нравилась. Делал разные поделки из дерева и даже табуретки по заказу местных жителей. В свободное от работы время любил взять гармонь в руки, самостоятельно освоил игру на балалайке. Любовь к музыке и инструментам ему привил отец, который слыл на селе хорошим гармонистом. Службу в армии Павел проходил в Прибалтике, в пограничных войсках.
А вернувшись домой из армии, пришел в родные стены МТМ, где и проработал слесарем более 40 трудовых лет. За свой добросовестный труд награжден многочисленными наградами от районной администрации и области, государственными наградами. Павла Зиновьевича Юркова, можно без преувеличения назвать, достойным человеком своего времени, большим тружеником и патриотом родной страны.
Е. П.Шнырёва, с. Частоозерье
Курганская область