Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Пупков Семён Васильевич, Пупков Семён Семёнович

Пупков Семён Васильевич, Пупков Семён Семёнович


Война никого не прошла стороной, Какую семью ты сейчас не затронь. И в нашей семье мужчины служили,
Посильный свой вклад в победу вложили.

Мое поколение родилось и выросло в мирное счастливое время. О жестоких годах войны мы узнали из книг и кинофильмов. Мы росли и не подозревали, что многие, живущие рядом с нами, ничем не приметные, скромные люди прошли все испытания войны: участвовали в кровопролитных боях, приближали победу в тылу. Как жаль, что мы очень мало уделяли им внимания, интересовались их судьбой.
Откуда можно более правдиво узнать о войне, как не из их рассказов и воспоминаний. И только с возрастом понимаешь, что с их уходом из жизни рвется последняя тонкая ниточка, соединяющая нас с тем далеким, военным временем.

Поэтому, нам нужно как можно чаще рассказывать и писать о наших родных, о соседях, о тех – кто добыл для нас великую Победу в этой войне. О войне, которая своим черным крылом смерти затронула каждую семью. Не обошла война стороной и нашу семью.
Судьбу моих родственников я узнала из рассказов моей мамы - Колесниковой Валентины Семеновны, которой сейчас 83 года. И даже сейчас, спустя 79 лет с начала войны, по ее щеке бегут слезы, когда она начинает свой рассказ: «Наша семья жила в деревне Роковое, Мценского района. Обычная, счастливая семья: мама, отец и семеро детей, я была младшей. Мамка работала в колхозе, а отец - председателем сельского совета.
И вот, обычное летнее утро 22 июня, разделило жизнь нашей семьи на «до» и «после». Из деревни начали забирать на фронт мужчин. Сначала из семьи на фронт ушел старший брат Семён. Как его провожали я, к сожалению, не помню. А нашему отцу тогда было почти 50 лет. Помню, он делал лутки на окна, и вдруг мы услышали страшный гул. В небе, над нами, летел огромный немецкий самолет. Отец посмотрел вверх и сказал: «Эх, сейчас бы мне автомат и ему бы пришел конец». Так, для меня, четырехлетней девчонки, началась война.
Вскоре, в Роковое пришли немцы. Останавливались на постой в самых лучших домах. В деревне жизнь для нас превратилась в ад. Немцы ежедневно делали рейд по деревне и отбирали у жителей всю живность. Мамка спрятала под печку петуха с курами, а когда пришли немцы, он закукарекал, и они забрали последних кур.
Во время войны морозы стояли очень крепкие, немцы мерзли, и от этого зверели. Они снимали с жителей понравившуюся одежду, а тех, кто оказывал сопротивление, били прикладами или убивали.
Раз ночью, к нашему дому пришел староста Мосолов Максим Максимович с немцами, и кричал, чтобы мы уходили, что они бросают на дом гранаты. Мои сестры и брат были постарше и оделись сами, а меня отец схватил, накрыл одеялом, и мы в сорока градусный мороз побежали к соседу, Кондратьеву Якову. Упал отец ему в ноги: «Пусти моих детей, спаси их ради Бога». Яков стал быстро раздевать нас и сажать на печку, как будто мы его дети, а отца одел потеплей, и спрятал на потолке.
У нашего брата, Николая, немцы сняли новые валенки, и он с Трусово до дома бежал по снегу босиком. Потом он долго болел. Мы боялись, что он умрет от воспаления легких.
Всех подростков и моих сестер с братом, немцы гоняли рыть окопы. Очень врезался в память день, когда я с детьми увидела русский самолет, он горел и падал вниз. Мы очень испугались, закричали. Выбежали взрослые и все побежали следом за горящим самолетом. Он упал на заречьке, наполовину ушел в землю. Собравшиеся вытащили обгоревшего, еле живого летчика. Прибежавший староста, Семионов Федор Федорович, быстро вытащил у него документы, чтобы их не забрали немцы. А немцы отвезли летчика на Трусово и положили под березку на траву. Утром все дети собрались отнести ему немного еды, но летчика там уже не было.
Как было страшно в деревне, когда шли бои. Мы с родственниками прятались в подвале.
При отступлении отец запряг корову, посадил всю семью, и мы тронулись в сторону Грачиков. Когда въехали на гору, мы увидели страшную картину: все поле было устлано нашими солдатами, кто лежал без рук, кто без ног, кругом кровь и невыносимые стоны. Мать очень громко рыдала и мы, глядя на нее, тоже ревели. Мы приехали на Казадоевку. Там стояли наши солдаты, и у них была военная кухня. Один солдат увидел меня маленькую, дал мне котелок с кашей и сказал: «Какая хорошенькая девочка, приходи к нам еще за кашей». Помню, какая счастливая я принесла своей семье этот маленький котелок с едой. А когда немцы отходили, они во все дома бросали бутылки с зажигательной смесью. Вся деревня пылала огнем. Вот так мы выживали.
От брата приходили письма, и мы все вместе их читали.
В июле 1943 года из деревни забрали на фронт последних мужчин, способных держать оружие. Уходил и наш отец - Пупков Семен Васильевич. Мы провожали его всей семьей. Помню, как он сел на машину и помахал нам рукой. Долго смотрели мы вслед уезжавшему от нас отцу.
https://d.radikal.ru/d30/2004/fb/b9a1255c8de7.jpg
Теперь матери одной приходилось заботиться о нас. Мы, конечно, помогали, как могли. Сестры постарше копали огород, часто впрягались в плуг и пахали под картошку. А кто помладше, собирали зимой хворост, а летом ягоды, грибы, лебеду, щавель. Из щавеля, лебеды и горсти муки, мать пекла хлеб. Очень хорошо помню, как ели заквашенную кормовую свеклу и «тошнотики».
Вот такое нелегкое время выпало на нашу долю. Вскоре от отца пришло письмо. Старшая сестра Дуня его нам читала. В конце письма отец писал: «Скоро увидимся, родные мои. Дочка моя, Валя меньшая, это ты, наверное, Бога молишь обо мне, если я еще до сих пор жив». Но увидеть отца нам было не суждено…
В тот черный день, когда почтальонка принесла на него похоронку, в нашем доме стоял «дикий вой». На крики сбежалась вся деревня, успокаивали, отливали водой кто кого мог. Этот день не сотрется из моей памяти никогда.
Наш отец погиб 25 февраля 1945 года. Он был сержант, командир орудия 45 м/м пушек. Служил в третьем стрелковом батальоне, 25 гвардейского стрелкового Висленского полка, 6 гвардейской дивизии, 13 армии, 1 Украинского фронта.
24 января 1945 года, после проведенной Сандомирско - Силезской операции, приказом подразделения №2/н награжден орденом Красной звезды - за проявленное мужество, стойкость и отвагу. «При прорыве обороны противника тов. Пупков.С. В. со своим расчетом подавил 4 –е огневые точки противника, тем самым обеспечил успех наступающей пехоте. Из своего орудия уничтожил до десяти немецких солдат и офицеров». А в феврале 1945 года Красная армия провела Нижне-Силезскую операцию. Войска 1 Украинского фронта разгромили немецкую 4 танковую армию и вышли к реке Нейсе, там, в Силезии, на западном берегу реки, у деревни Барен, и погиб мой отец.
Весной мы узнали о победе. У женщин, дождавшихся с фронта своих родных, текли слезы радости. Моей семье не повезло: погиб отец и от брата уже давно не было вестей.
Прошло несколько месяцев после окончания войны. Уже налаживалась мирная жизнь в деревне. Все односельчане, кто остались живы в той кровопролитной войне, вернулись обратно. Наш брат – нет. Мама стала совсем печальной, часто, задумываясь, глядела вдаль. Мы всё понимали, но чем мы могли вылечить сердце женщины, потерявшей самых дорогих людей.
Но жизнь не стояла на месте, да и нужно было поднимать детей. Однажды мама с соседкой поехали в Орел продать последний обрез ситца, чтобы купить немного муки. Возвращаясь назад, в поезде, соседка решила пройти в соседний вагон. Придя назад, она сказала: «Ольга Сергеевна, мне кажется, там ваш сын Семен едет». Мать только заплакала. Соседка на этом не успокоилась и опять пошла в тот вагон. «Ольга Сергеевна, да это точно ваш Семен» - сказала она возвратясь, второй раз.
Мамка, пошла посмотреть, и вскоре раздались громкие крики и плач. Пассажиры, ехавшие в нашем вагоне, начали спрашивать, что случилось, а соседка со слезами на глазах сказала: «Это просто мать сына встретила с войны». Так вернулся с войны наш старший брат, Семен Семенович Пупков. Мы обнимали, целовали его и плакали от счастья. Он сильно изменился: на его голове не было ни одного волоска, все они остались на подушке, после того как ночью он узнал, что немцы взяли Орел. Так сильно он переживал за нас, за свою семью. После тяжелого ранения лицо его было сильно повреждено осколком, была раздроблена челюсть, и поэтому он долгое время находился в тяжелом состоянии в госпитале. Он был совсем другой, но все-таки такой родной. И как была счастлива мать, что война оставила хотя бы сына...»
Вот такой страшный и незабываемый след оставила война в судьбе моей семьи.
Скоро придет еще одна, мирная 75-я весна, и наш народ будет праздновать день Победы. И я с гордостью понесу фото своего деда в Бессмертном полку. Он для нас – герой и я, считаю своим долгом все, что знаю, передать своим детям и внукам. Они должны знать и помнить героические страницы своей страны, своей семьи, знать и гордиться.
И как обидно и больно слышать сейчас, как некоторые страны стремятся исказить историю Великой Отечественной войны, стараются принизить роль красной армии в разгроме фашистской Германии. Но мы же знаем, какой огромной ценой именно нашей стране, нашим семьям, досталась долгожданная победа. Мы - знаем, помним, и поэтому:

Хочу, спасибо, я сказать: за мир, свободу, за весну,
За труд, за голод и за боль, что ты пронес через войну.
Спасибо! Не жалел ты жизни, за всех людей и за меня.
Ты послужил своей Отчизне,
Солдат! Мы помним все тебя!

Семья Пупковых (60 – е годы): на переднем плане, посередине - жена (Ольга Сергеевна), справа – дочь (Колесникова В.С), сзади справа - сын Пупков Семен Семенович и остальные дети.

Черкасова Светлана Николаевна,
д. Добрая Вода, Мценский район, Орловская область





360 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из пись­ма К. П. По­бе­до­нос­це­ва Алек­сан­дру III и ука­жи­те со­бы­тие, о ко­то­ром идёт речь. «Бог велел нам пе­ре­жи­вать ны­неш­ний страш­ный день. Точно кара Божия об­ру­ши­лась на не­счаст­ную Рос­сию. Вам до­ста­ет­ся Рос­сия смя­тен­ная, рас­ша­тан­ная, сби­тая с толку, жаж­ду­щая, чтобы ее по­ве­ли твер­дою рукою, чтобы пра­вя­щая власть ви­де­ла ясно и знала твер­до, чего она хочет, и чего не хочет и не до­пу­стит никак. Все будут ждать в вол­не­нии, в чем ваша воля обо­зна­чит­ся. Мно­гие за­хо­тят за­вла­деть ею и на­прав­лять ее… Пер­вые дни Ва­ше­го цар­ство­ва­ния будут осо­бен­но зна­ме­на­тель­ны и тре­бу­ют осо­бой об­ду­ман­но­сти и осмот­ри­тель­но­сти».
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме