Жила в нашем селе бабушка Валя, Дубинина Валентина Семеновна. Она была наша соседка. Она часто рассказывала мне о войне, о том, как пережила немецкую оккупацию. А помог ей и ее братьям выжить в этой страшной войне, ее дедушка, Белокудренко Семен Иосифович. Родителей у них не было, мама умерла, отец был на фронте. Дедушка заменил детям маму. Воспоминания Валентины Семеновны я запомню на всю жизнь
«Когда началась война, мне шел седьмой год. Отца, Белокудренко Семена Иосифовича, забрали на фронт в первые дни войны. Мама сильно болела, она умерла перед приходом немцев в село. Мы с братиком, ему было пять лет, остались с дедушкой. Дедушке вначале войны исполнилось 80 лет. Старенький был, но добрый и заботливый. Он нас очень любил, заботился о нас. Только благодаря ему мы с братом выжили в этой страшной войне.
Когда вошли фашисты в село, нас сразу выгнали в сарай, где мы держали корову. Корову немцы увели, все запасы еды забрали, а за курами гонялись по двору с хохотом, ловили их, ели. А ведь корова была наша кормилица. Спасибо соседям, они помогли нам убрать в сарае навоз, покрыли досками и соломой, принесли столик, кое-какую посуду, старую кровать. Мы все трое спали на этой кровати. В октябре еще ничего, терпимо. А вот потом начались холода. Иногда вспоминаю те дни, меня до сих пор пронизывает страшный холод, в котором мы жили.
Помню, дедушка обнимет нас с братиком, и рассказывает сказки или песни поет. Мы под его песни и засыпали. И все нам говорил, что скоро окончится война, придет папка и заживем хорошо. Утром встаем, а дедушка нам несет лепешки. А лепешки те были из травы, он рано утром нарвет, перетрет и жарит. А еще дедушка перешивал нам одежду, оставшуюся от мамы и папы.
И люди, как могли, помогали нам выжить. Иногда соседи кормили нас, но они сами тоже голодали. Осенью ходили собирать колоски, оставшиеся в поле от уборки. И с помощью ручных жерновов дедушка делал крупу, из которой варил нам кашу. Зимой ходили собирать мерзлую картошку в поле, из которой дедушка делал очень вкусные лепёшки. И еще картошку он тушил на воде. Выжили благодаря картошке и огородной зелени. Река рядом была, мы с дедушкой ходили ловить рыбу. Однажды наловили рыбы, идем, радуемся. А немец вышел из нашего дома и всю рыбу отобрал. Как я тогда горько плакала! Вначале мы почти не выходили из сарая, очень боялись немцев. А потом привыкли, нужно было добывать себе еду. Голод оказался страшнее страха. Помню, как у калитки стоял солдат с автоматом и играл на губной гармошке. Здоровый такой! Однажды мой братик вышел из сарая и пошел к нему (тот протянул ему длинную конфету), а когда он приблизился к нему, он показал ему огромную фигу и стал тыкать в лицо малышу конфетой и хохотал.
Зимнее время было самое тяжелое. А весной мы с ребятами придумали игру в коров, которые едят траву. Выйдем в степь и играем. Степь нас и спасала от голода. Дедушка делал нам игрушки. Помню, была у меня любимая кукла, сделанная дедушкой. Он ее сшил из тряпочек. Брови и глаза, нарисовал угольком. Долго я играла той куклой.
Помню окончание войны. Все радовались и обнимались. Осенью 1945 года вернулся с войны отец. И жить стало гораздо легче".