Старший сержант Черкашин Илья Иванович, 1904 года рождения
Владимир Черкашин (внук Ильи Ивановича) нашел и посетил место захоронения своего дедушки.
24 января 2017 г.
Я- помню!
Я помню, как впервые услышал от бабушки– это дедушка Илюша, это твой дед,- и глаза, глядящие в меня с фотографии…
Я помню, как у нас вечерами отключали свет, и мы с бабушкой, у старого круглого стола, у керосиновой лампы, которую я сам торжественно зажигал, и так же торжественно крутил фитиль, когда нужно, сидели и я ей читал дедовы письма с фронта, а она вязала шерстяные носки, и почему то отворачивалась…..и так странно блестели ее глаза в свете лампы…
Я помню, как тяжело ложились медали и ордена в мою пацанячью руку, и их запах…запах лекарства, они почему то пахли всегда лекарством, эти медали и ордена….как и вся бабушкина тумбочка у ее кровати….
Я помню, как гладила меня бабушка по выгоревшей на жарком летнем кубанском солнышке голове и говорила мне:- Жалкенький ты мой….унучек….как тебя жалел бы Илюша…..
Я помню, как услышал такие странные слова за дверью бабушкиной комнаты, и долго думал ночью, непонимая…:- Илюша, Илюша….зачем ты нас бросил?! Почему не сберег свою голову, почему лез в пекло?.........
Я помню, как где то в девятом классе в программе «Служу Советскому Союзу» сказали- есть человек, который поможет вам найти погибших советских солдат в Польше, и впервые задумался, …найти???? Ведь вот он, адрес в похоронке: деревня Солинка, Воля-Тиховский район Кросненского воеводства! Пятая могила справа от церкви!......
Я помню, как встрепенулось сердце, когда открыли таки святая святых- архивы безвозвратных потерь (КАКИЕ СТРАШНЫЕ СЛОВА !!!) МО СССР, и стали доступны всем. Спасибо, тебе ПРЕЗИДЕНТ!!!! Спасибо!
После этого уже в сердце застыла заноза. И она жгла. Где бы ни был- боль не отпускала….
Я помню как стал искать, думать, рыть интернет.
Получалось криво, косо, плохо…
На карте вместо этой деревни- лес….
Но нашлись добрые люди. В той же Польше.
Подсказали куда далее идти, подтолкнули, свечой посветили в темноте, спасибо им….
Я помню как «загорелась» этим и моя двоюродная сестричка, Катюша, она решила «бить» через почту, а я через интернет.
Почти год переписки…поляки поначалу отказывались, нет данных - писали, но...наконец то вот, он, официальный ответ из Красного Креста, с сухими строчками…."старший сержант Черкашин Илья Иванович, 1904 года рождения, похоронен на воинском кладбище города Балигруд, Кросненского воеводства, могила 76"……
Я помню как я плакал.
Навзрыд.
Как тот семилетний пацан, когда впервые понял, что ОН погиб за МЕНЯ….
Я помню, как я решил- мы нашли, значит –будем там.
У сестрички приболел сынуля, и я все таки один купил тур до Кракова. Оговорив с турагентством, что по пути я поеду по другому делу, и рассказал по какому. Спасибо и этим людям, они меня поняли, и весь путь только помогали во всем, даже советом.
Я помню, как вышел в польском городе Жешув из туристического автобуса, помахал всем в нем рукой, вскинул рюкзачок и, озираясь, пошел искать автовокзал- вне нужно было успеть до вечера НАЙТИ ТО, ЧТО ИСКАЛ.
Я помню, как мне на автовокзале, вернее автовокзалах, которые я потом по пути посетил, как будто чья то теплая, и сильная рука, подталкивала к нужному окошку кассы, к нужному автобусу, но я за всего несколько часов оказался в
Я помню взгляд седого поляка, водителя автобуса, которому я показал справку из Польского Красного Креста….Он всю дорогу оглядывался на меня, я не спал, внутри все….тряслось и горело- я скоро буду ТАМ….у деда…..
Я помню, как он остановил автобус, что то сказал по польски мне, я поблагодарил и вышел в надвигающийся вечер прикарпатского польского местечка, прямо как я видел в своих снах- слева речушка, справа- кладбище воинов…
Я помню, как стал паниковать- в быстро набегающих сумерках карпатских гор и отсутствии номеров на братских могилах, как найти могилу номер 76, а?! Решил считать слева-направо и снизу-вверх, досчитал, и остановился. …
Сел, устало. И сказал:- Ну, здравствуй, дед…Я нашел тебя.
Я плохо помню потом.
Вероятно, усталость и нервы сказались. Все урывками, как слайды…я звоню отцу, и говорю- па, я сижу с дедом, пью коньяк, и его всхлип…
….потом я звоню моей тете, родной сестре отца, и говорю, говорю…..говорю…..а она молчит…только слышу всхлипы…..
Что то пел ИМ, тем, кто там лежит, около 5 тысяч, слышите, мрази европейские, ПЯТИ ТЫСЯЧ СОВЕТСКИХ БОЙЦОВ ТОЛЬКО В ОДНОМ МАЛЕНЬКОМ ГОРОДКЕ ПОЛЬШИ, наши казачьи песни, пел, хлебая слёзы и коньяк, опустив в него орден Отечественной войны, который дед так и не обмыл, он погиб в октябре 1944, а орденом его наградили в ноябре, ходил между могилами, на которых расставил стаканчики с нашим черным хлебушком и коньячком, говорил с НИМИ….извинялся, просил прощения за все, что мы не смогли….
Я помню хорошо шум сосен.
Они шумели каждый раз, как бы в ответ, хотя была уже давно темная горная ночь, и ветра не было….
Я помню, как прощался с НИМИ…ведь я ехал к нему, к деду, а нашел их, всех их, в каждой могиле по 50 человек…наших, родных, когда то теплых и живых, любимых, добрых и веселых, шутников и хмурых, усатых и совсем юных мальчишек…….
Я помню, как нашел отель и переночевал в нем. Хозяин молча и сурово накормил меня и утром проводил со словами- ты вчера уже все оплатил…хотя я не помню, чтобы с ним расплачивался.
Я помню, как я пришел опять на воинское кладбище уже днем, солнышко светило осеннее, я зашел на кладбище, там было тихо и чисто, стояли мои стаканчики с хлебушком и коньячком, и качались сосны, приветствуя…
По пути в Краков, меня подвез молодой поляк на «Опеле». Он что то лопотал по польски, думая, что я соотечественник, но когда я достал справку из ПКК и дал ему, он остановился, читал ее, и потом долго глядел куда то вдаль, в горы…..Затем заговорил на смеси польского-украинского-русского языка, рассказав мне, что это местечко сильно пострадало во время войны, сюда рвались банды УПА и ОУН, потому, что тут исторически жили этнические украинцы, но встретив тут сопротивление, убили много мирных жителей….
Я помню, как он привез меня на автовокзал в Леско, нашел сам мне нужный автобус до Кросно, пожал руку, глядя в глаза………и сказал: -СПАСИБО ТЕБЕ, БРАТ….
Долгое возвращение домой описывать не буду, нет смысла, я помню только, как меня встретили ребята из туристической группы в отеле Кракова, что то было у них у всех в глазах этакое…..почему то они все подходили, и заглядывали мне в глаза…и взгляд был у них, как у того поляка, что подвез меня.
Я – ПОМНЮ.
МКУК ЦБС Новоалександровского городского округа
Кармалиновская сельская библиотека фил.№16
Байдина Светлана Анатольевна