Курская дуга… Я стою на краю необозримого русского поля, объятого голубой ширью небес и тонушего в теплом мареве солнечного дня. Наверное, так же тепло и солнечно было и семьдесят лет назад в жарком июле 1943 года, когда все застыло в напряжении от надвигающегося грандиозного сражения, к которому готовились люди, а природа… Она продолжала наполнять жизнью и любовью все вокруг:
Запахи трав так кружили головушку,
Пахли цветы полевые в руке.
Пел с переливами курский соловушка,
Ночью июльской на Курской дуге.
В вальсе небесном все звездочки парами,
Выгнулась месяца тонкая бровь.
И светлорусый сержантик с гитарою
Пел молодой медсестре про любовь!
Любовь… Это чувство сильнее смерти, потому что рождает жизнь. А любовь, родившаяся на войне, на мой взгляд, сильнее вдвойне, потому что на войне все чувства обостряются, так как никто не знает, вернется сегодня с поля боя или нет, и приходится жить каждую минуту как последнюю.
Наверное, так было определено судьбой, что именно Курская дуга стала для всей нашей семьи особо почетаемым местом, потому что здесь , в дыму пожарищ, родилась одна из ветвей моей большой семьи. Судьба моих дорогих бабушки и дедушки Татьяны Максимовны и Таджадина Аскаровых интересна, она, как в зеркале, отразила историю нашей страны.
Татьяна Максимовна родилась в Сибири. Когда началась Великая Отечественная война, семнадцатилетняя Таня помогала своим сестрам, работавшим в госпитале, а потом работала санитаркой в эшелоне, вывозившем раненых с фронта. Таджадин Кужугетович родился в Узбекистане, воспитывался в детском доме. В июне 1941 года он, не раздумывая, пошел добровольцем на фронт. Наверное, если бы не война, вряд ли встретились русская девушка и узбекский паренек, но судьба распорядилась по-своему. И как это ни странно звучит, но именно война соединила их на всю жизнь. А первая встреча молодых людей состоялась именно на Курской дуге.
Татьяна Максимовна вспоминает: « Июль 1943 года. Прохоровка. Танки гудят, все в копоти и дыму. Вокруг рвутся снаряды. Страшно выскочить из окопа. Но надо спешить на помощь стонущим бойцам, которые повторяют, как молитву: «Сестра, сестричка!» К концу дня руки уже не слушались. Хотелось лечь и забыться долгим сном. Но мне было тогда только 19 лет, кровь бурлила... Отдышусь – и снова за работу. Сколько спасла ребят, со счету сбилась. И Таджадину, раненому в ногу, сумела вовремя оказать помощь.»
Сама Татьяна Максимовна тоже чудом осталась жива. Война оказалась не такой, как в фильме «Боевые подруги». Кинокартину эту бабушка смотрела несколько раз, она сыграла важную роль в ее решении пойти на фронт. Окончив ускоренные курсы медсестер, бывшая школьница попала в 309-ю стрелковую Сибирскую дивизию.
В первых боях судьба хранила молоденькую медсестру от пуль и осколков. Но под Харьковом она чуть не простилась с жизнью.
Случилось непредвиденное. У солдат их подразделения, сдерживающего натиск превосходящих сил противника, закончились патроны. Когда их подвезут, никто не знал. Пришлось окопаться и затаиться. А фашисты, видимо, догадались, какие у русских проблемы. Шеренга автоматчиков выдвинулась вперед… И тут из окопа выскочил молодой офицер: «За мной! За Родину!» Наши бойцы пошли в рукопашный бой. Немцы остолбенели, залегли. Но в это время из населенного пункта, где обосновался неприятель, застрочили пулеметы.
Татьяна Максимовна металась, оказывая помощь подкошенным пулями солдатам. И вдруг ощутила удар по лицу. Подумала: ком земли… Но услышала слова пробегающего мимо солдата: «Сестричка, да ты сама ранена!» Бабушка посмотрела на руки и ноги. Целы. Взглянула на маскхалат, а он в крови. Как выяснилось, пуля прошла через подбородок. Ранение оказалось сильным, полгода провела в госпиталях. Как память о том испытании — шрам и медаль «За отвагу», которую Татьяна Максимовна считает одной из главных своих наград.
После госпиталя Татьяна Максимовна вернулась в строй и дошла до Берлина, а вот Таджадину пришлось после выздоровления работать в тылу. Он днем ремонтировал самолеты, по вечерам обучал подростков работе сварщика, но в памяти все время была черноглазая девушка с двумя упругими косами. Где она?
И вот наступил победный май 1945 года. Дедушка Таджадин разыскал бабушку Татьяну Максимовну и увез её в далекий Узбекистан. Там они воспитали дочь, мою маму, появились внуки и правнуки, жили все дружно и хорошо. И никто не думал, что настанет время, когда снова придется вспомнить, как эвакуировались в годы войны.
Наступил 1992 год. Развалилась огромная, великая страна - Советский Союз, и рухнула прежняя жизнь. В нашей семье встал вопрос о необходимости уехать из Узбекистана. И вот было принято решение переехать в Белгородскую область, в то место, где родилась любовь бабушки и дедушки. Они верили, что судьба их будет хранить под ставшим уже родным Белгородским небом. Так и оказались мы в селе Ржевка Шебекинского района.
Война не место для любви. Но разве настоящее чувство выбирает время и место?! Разве не ценнее вдвойне минуты доброты и нежности, когда все кругом умирает и бедствует, когда кругом множится горе и боль?! Поистине любовь- это жизнь! У нас большая дружная семья, в которой слились традиции двух национальностей: русской и узбекской, и от этого, мне кажется, она еще крепче.
Для меня бабушка и дедушка стали образцом настоящей любви, преданности, верности.
МБОУ «Ржевская СОШ» Белгородская область
Шебекинский район
Валиев Михаил