75 лет, как отгремела Великая Отечественная война. Это было одно из тяжелейших испытаний, когда-либо пережитых страной. История не знает более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили гитлеровцы. Они убивали и истязали людей, не щадя женщин, детей, стариков. Вот что рассказала Елена Борисовна Неверова о своей маме Князевой Валентине Николаевне, которая после войны попала в совхоз Горьковский, где добросовестно трудилась долгие годы.
Князева Валентина Николаевна родилась 12 октября 1927 года в деревне Лазарьево Сычевского района Смоленской области.
Шел 1942 год, когда фашисты оккупировали деревню Лазарьево. Всех трудоспособных молодых девчат и ребят, которые по малолетству еще не были на фронте, согнали на станцию и погрузили в товарные вагоны, набив вагоны до отказа, отправили в Польшу. К тому времени шесть братьев Валентины Николаевны Князевой уже воевали на фронте. Ей было тогда 14 лет.
В вагонах стояла ужасная духота, живые стояли впритык с уже мертвыми. Вагон гудел от стона: кто-то плакал, кто-то звал маму, кто-то проклинал весь белый свет… От жажды сохли и трескались губы, так как ни еды, ни воды им не давали.
В Польше их погнали в распределительный лагерь. Там был проведен еще один отбор. Этот лагерь представлял собой место, где было много бараков за колючей проволокой, а вдали от людей из поезда, которым впервые разрешили присесть на землю, виднелось кирпичное здание с высокими трубами, из которых шел черный дым, это потом уже узнали, что это был крематорий. За долгое время пути молодежь впервые покормили баландой. Потом, отобрав самых крепких, снова погрузили в товарные составы и отправили уже в Германию: нужны были рабы – бессловесная, запуганная, бесплатная рабочая сила. Опять долгий переезд в товарняке без еды и воды. В Германии их снова рассортировали и всех направили в разные места.
Валентина попала в такой же точно концлагерь с бараками и колючей проволокой. Такие же вышки и охрана…
В стороне от бараков дымились черным дымом высокие трубы… Обращались в лагере с людьми, как со скотиной. С шести утра их гнали на помещичьи поля, угольные шахты, на самые тяжелые работы. А работали до темна, кругом стояла охрана с автоматами и собаками. Утром и вечером перекличка по номерам. За малейшую провинность – зверски избивали. Кормили два раза (обед и вечер). Особо не церемонились, ведь почти с полмира поставляли все новую рабочую силу, новых рабов. И показательные расстрелы были не редкость. Запуганные до смерти подростки, отчаявшись хоть когда - нибудь увидеть Родину и родных, проклинали ненавистных фашистов. Этот кошмар продолжался до весны 1945 года.
Когда немцы, почуяв конец, начали отступать в глубь Германии, они стали спешно избавляться от узников разными способами. Валентина Николаевна вспоминала, что 16 апреля 1945 года их согнали в какой-то бетонный тоннель и закрыли решеткой, откуда-то начала поступать вода, которая прибывала с каждой минутой. А наверху слышались взрывы. Одна из бомб по счастливой случайности разорвалась рядом со входом в тоннель, не попав во внутрь, а лишь сорвала решетку. После этого их обнаружили американские солдаты, оказавшие им первую помощь. Это был самый страшный и самый счастливый день в жизни Валентины.
Но не знала Валентина Николаевна, что дома на родине ее ждет сожженная деревня, могилы отца и матери и шесть похоронок на погибших в боях с фашистами братьев.
Долгие 4 года в сердце теплилась надежда на освобождение и радость встречи с родными. Она помогла выжить многим в нечеловеческих условиях плена.
День Победы в семье Валентины Николаевны считался и считается Великим, Светлым праздником!
Автор: Оробец Зинаида Ивановна
МКУК «ЦБС Новоалександровского городского округа»
Горьковская сельская библиотека