Этот военный эпизод, произошедший с моим отцом на фронте, был им рассказан только дома и только самым близким и хранился под грифом «секретно». Прошло 75 лет как закончилась война, 36 лет нет в живых моего отца и, наверное, гриф секретности можно уже снять.
Если бы тогда мне пришло в голову, что когда-то я запишу его рассказ, я бы расспросила у отца все подробности, местность где произошло, год и т.д. Но время еще было такое, что лучше было не знать и лучше было молчать. Отец перед самой войной закончил институт, и после призыва в армию, его отправили учиться в артиллерийское училище. Но проучились они недолго, всем присвоили звания старших сержантов и отправили на фронт.
Потом было ранение, госпиталь и снова фронт. Командир, звание его я конечно не знаю был не очень силен в грамоте, узнав, что у отца высшее образование, обязал сержанта составлять для него политдонесения – отчеты после каждого боя и т.д., которые отправлял потом в штаб. Однажды после боя, отец как раз находился в командирском блиндаже за составлением документов. Командный пункт находился рядом с линией обороны.
Немцы внезапно бросились в атаку, ворвавшись в наши окопы и забросали блиндаж гранатами. Командир погиб, кто-то ранен, а отец оглушен и взят в плен. Немцы перед отправкой пленных на сборный пункт пригнали их на сельхозработы. Отец решил бежать. Сговорился еще с одним товарищем по несчастью, но тот в последний момент бежать отказался, Тогда отец решил уходить один.
Он потихоньку вышел из сарая, взял двух лошадей и повел их к речке, которая была рядом, будто бы поить. Часовой не обратил на это внимание. Отец завел обоих лошадей в воду, оставил одну в поле зрения часового, а сам со второй лошадью тихонько стал пробираться камышом, осторожно перешел речку (она была неглубокая) и прячась за камышами стал уходить все дальше и дальше. Он вырос в крестьянской семье и умел обращаться с лошадьми, с детства ездил верхом с седлом и без седла.
Дорогу он запомнил, да и линия фронта давала о себе знать грохотом орудий. Вскоре он выехал на дорогу и погнал свою лошадку вперед. Дорога была безлюдной, только однажды к вечеру навстречу вдруг выехала машина с немецкими солдатами. Сердце конечно упало, но его вела счастливая звезда. В сумерках на пыльной дороге никто не обратил внимания на одинокого всадника.
Ближе к линии фронта он бросил свою спасительницу - лошадку и дальше стал пробираться пешком, бегом, ползком. Ему удалось незаметно перейти линию фронта, опять же – солдатское счастье, удача, судьба, - но он вышел в расположение своей части. Там он рассказал, что во время немецкой атаки был оглушен, в суматохе попал в расположение соседней части, искал своих и вот нашел.
Светлана Леонидовна Антипова. Ростовская область, город Шахты.