Дети войны. Кто они? Это те которые только родились и которым не было и 15 лет. Те, которые только родились когда началась война, вместе с грудным молоком матери испили всю горечь этой жестокой участи, которую несла война. А те которым было 14 и 15 лет , через 3-2 года стали защитниками своей Родины. Их участь была – пройти жестокость сражений с оружием в руках.
Уже восемь месяцев шла война, коварная и вероломная. Была холодная и лютая зима. А фашистские войска стремительно продвигались в глубь нашей страны. Уже заняли Украину и направлялись к Дону.
Новочеркасск как бы скукожился, помрачнел, затих, затаился, обезлюдел. Лица людей были мрачными и настороженными, ведь фашисты были уже в близи города. Но люди обороняли город, как только могли и не теряли веры в самое лучшее – в победу. Все кто мог рыли окопы, устанавливали укрепления и преграды. Город жил в напряжении. Но работал каждый кто остался в городе. Все усилия были направлены на одно-не допустить фашистов к Дону.
Мне тогда было 12 лет. Однажды я поднималась в гору по спуску Криничному, в руках у меня было ведро с водой, водопровод в городе был разрушен и воду теперь можно было брать только из реки Тузлов. Я проходила мимо школы, где ещё недавно училась в 6 классе, но теперь школа была занята под эвакогоспиталь. В этом госпитале медсестрой работала моя сестра, обслуживала раненых, которые прибывали и прибывали, так как фронт был рядом. Она часто работала сутками, не приходя домой и мне приходилось обслуживать себя самой.
Я варила себе еду, какую могла, ходила и стояла часами в очередях за пайкой хлеба. Но всю нагрузку я приняла на себя с полным осознанием всего вокруг происходящего. По ночам одной было страшно в квартире. Особенно когда был слышен страшный ужасающий вой «рамы» (так называли немецкие бомбардировщики) во время бомбёжки, когда дрожали стёкла и казалось бомбы летят на крышу дома.
Мама моя заболела воспалением лёгких и рано умерла. Отец мой ушёл на фронт 2 сентября 1941 года. Брат- студент был на работах по укреплению оборонительных сооружений, рыл окопы и противотанковые рвы. Ни о ком из них я тогда ничего не знала.
Но однажды, это было в конце января 1941 года , пришла сестра и с окоп вернулся брат, и сказали, что город на осадном положении, и что его надо покидать. Эвакогоспиталь уже уехал. Брат ушёл добровольно на фрон, он с другом через фронт прошёл пешком до Камышина, а там был направлен в сержантское училище. Мы с сестрой остались вдвоём на волю судьбы. Но в это время из города отправлялся эшелон с лётным составом аэродрома, который находился в районе Хотунок.. И мы с сестрой выехали из Новочеркасска этим эшелоном в направлении Курской Дуги. В станице Грушевской уже были немцы, а в городе в это время иногда они прокатывались на мотоциклах.
Мы ехали в «теплушке» ( грузовой вагон) вместе с лётчиками. В центре теплушки стояла буржуйка и обогревала как могла. Мы разместились у края вагона на соломе. Вагон был набит людьми, было душно и холодно. Там я простыла, после чего у меня был туберкулёз шейных желез. Мы ехали до Ряжска, а там мы должны были ехать к родственникам. Мы проехали двое суток всё это время не останавливаясь. Поезд пересекал линию фронта. Поезд подъезжал к станции Зверево и вдруг в воздухе появилась «рама» начался обстрел из пулемёта нашего эшелона. Из вагонов все ринулись в лесополосу, но глубокий снег мешал бежать, люди падали друг на друга, звали и всё теряли друг друга. Моя сестра побежала в лесополосу, я было устремилась за ней, но вдруг один лётчик схватил меня на руки, поставил к колесу вагона, прикрыв меня своим телом. Я его не когда не забуду, он ехал на фронтовые сражения, ему было наверное 17-18 лет. Прошло несколько минут, самолёт сделал несколько очередей из пулемёта, развернулся и улетел. Люди бросились по вагоном. Зов, крик, плачь, стоны, суета, команды командиров- всё это разрывало холодный воздух февраля, и было тревожным и ужасным.
Из вокзала Зверево выбегали испуганные люди. Вокзал горел, было жуткое зрелище. Поезд потихоньку тронулся. Я подошла к двери «теплушки», погреться у буржуйки и глянула за дверь. Перед моим взором было поле после боя, который только закончился. Ещё горели брошенные снаряды, лежали раненые, живые и мёртвые. А у рельс вдоль полотна лежали как дрова тела тех кто спасал Родину. Это было чудовищно и жутко.
Ещё двое суток свозь линию фронта пробирался наш поезд, но уже без лётчиков. Их путь был – фронт, и с Зверева вагоны были загружены ранеными. Моим неокрепшим сознанием мне было трудно переосмыслить всё вокруг происходящее, но было ясно- самое бессмысленное явление на земле – это война. Я и сейчас задаюсь вопросом- «Почему человечество до сих пор не обрело дар мудрости сохранения мира без войны?»
Г. Новочеркасск 2017 МБДОУ детский сад № 68
Рассказ.Дети войны. Автор: Залозная Татьяна Ермолаевна