В каждой семье есть своя военная история. И я записала рассказ моего мужа о его бабушке, жительнице блокадного Ленинграда Васильевой Вере Афанасьевне, судьба которой могла бы сложиться совершенно иначе, если бы не Великая Отечественная война 1941-1945гг.
«Бабушка родилась в 1923 году в деревне Остроговицы Волосовского района Ленинградской области, на границе с Эстонией. Отец ее умер от инфаркта, когда бабушка была совсем маленькой, ее и двух старших братьев Алексея и Федора растила одна мама, которая работала дояркой на ферме.
В 1939 году во время советско-финской войны погиб старший брат Алексей. Второй брат, Федор, поступил в военное училище и уехал. Бабушка Вера получала образование в Гатчинском педагогическом училище и закончила его с отличием.
21 июня 1941года, в день, когда ей исполнилось восемнадцать лет, в училище был выпускной вечер с вручением дипломов и танцами. На следующее утро, 22 июня, счастливая бабушка поехала домой к маме, представляя, как будет показывать ей, двоюродным и троюродным братьям и сестрам свой новенький диплом, рассказывать про выпускной вечер, и вообще, какая хорошая ее теперь ждет жизнь! Она ведь знала, как трудно было ее маме, и вот теперь она будет работать, да еще учителем – это самая уважаемая профессия.
Но когда бабушка приехала в деревню, там все говорили о войне, о том, что Германия напала на Советский Союз и немецкие войска вторглись на нашу территорию по всей западной границе.
Началась мобилизация военнообязанных, заведующий фермой ушел на фронт, а на его место теперь назначена бабушкина мама. Жизнь началась трудная, бомбежки с первого дня войны. Нужно было сохранить ферму. И вот однажды, снаряд попал в коровник. Крыша была пробита, и женщины спешно выводили животных. На ферме был свирепый бык, к которому и подойти-то боялись. Так вот он на своей спине держал рухнувшие стропила, пока не вывели коров и не вышли все люди.
Немцы очень скоро подошли к деревне. Люди бежали в Ленинград, в том числе и моя бабушка со своей мамой. В пути их настигла немецкая авиация. Моя прабабушка погибла, а сама Вера была тяжело ранена. Она не помнила, как ее спасли, и как она оказалась в больнице им. Урицкого на набережной Фонтанки в Ленинграде. Это было в августе, а с 8 сентября началась блокада.
В годы войны больница обслуживала жителей города и воинов Советской армии. Личный состав больницы: врачи, медсестры и санитарки находились на казарменном положении. Это были страшные годы. Бабушка редко вспоминала о тяжелых временах. Но один случай я запомнил: 7 ноября, в честь праздника раненым в обед раздали по кусочку бисквита. Бабушка и ее соседка по палате спрятали свои кусочки до вечера, хотели растянуть удовольствие. Они ведь были еще совсем молоденькие: бабушке Вере восемнадцать лет, а соседке - шестнадцать. Тут начался обстрел. Все ходячие раненые спустились в бомбоубежище, а бабуля и соседка были лежачие, и они остались в палате. И эта девочка говорит: «Верочка, давай съедим бисквит, а то убьют, а мы и не попробуем».
Девочка эта потом умерла. С бабушкой во время фашистских авианалетов оставалась санитарка, она звала её Васечкой - от фамилии. Ведь могла со всеми уходить в бомбоубежище, но понимала, как страшно беспомощной, прикованной гирями к больничной кровати девочке одной, когда вокруг рвутся снаряды и воет сирена. И это был подвиг. Бабушка всю жизнь ее помнила. После госпиталя Веру приютила у себя дальняя родственница тетя Нюша, ленинградка. Жить и выжить в блокадном городе тоже было подвигом! А бабушка еще и работала. Зимой 1943 года открылась «Дорога жизни» по замерзшему Ладожскому озеру. Первыми стали вывозить из окруженного немцами города детей и больных. Грузовики с людьми обстреливались с воздуха, проваливались под лед, тысячи и тысячи людей погибли. Бабушку вывезли на Большую землю. К этому времени она уже была дистрофиком. Ей шел двадцатый год, она весила 29 кг. Всех, кому некуда и не к кому было ехать, отправляли за Урал. А у бабушки брат Федор служил в это время на Дальнем Востоке. Там стояли наши войска, так как война с Японией была очень возможна, а позже так и случилось. Кроме брата у бабушки родных не осталось. Так она оказалась в поселке Находка Приморского края. В то время здесь находился пересыльный пункт ГУЛАГа, а с 1945 года - лагерь японских военнопленных. В Находке бабушка устроилась курьером в местной газете. В 1950-м бабушка Вера уже с мужем, моим дедушкой и маленькой дочкой Таней, моей мамой, переехали в Ставрополь. В июне того же года родилась ее младшая дочь Нина. Вера
Афанасьевна Васильева 30 лет проработала в редакции газеты «Ставропольская правда» в машинописном бюро. Мы с мамой заходили к ней в конце рабочего дня. Я запомнил мягкие стены, обитые тканью и стрекот множества печатных машинок». Это совсем простая история о девочке, жизнь которой война изменила от Балтийского моря до Японского, от Атлантики до Тихого океана.
Наталья Худик
ведущий библиотекарь
центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина
г. Георгиевск, Ставропольский край