Мой прадед родился в Ревде, был старшим ребёнком в семье, внуком предпринимателя Кабалинова Михаила Николаевича, занимавшегося в дореволюционное время кузнечным делом, заимка с кузней которого находилась в районе известных каждому жителю нашего города «Кабалинских родников». Окончив школу, в 16 лет пошел работать на Ревдинский завод.
В 1939 году был призван на военную службу в Красную Армию Ревдинским ГВК. Сначала служил в Белоруссии, а затем в Литве. Там встретил начало войны. С 19 июня 1941 г.в составе противотанкового дивизиона находился на границе в районе г. Сувалки. 22 июня 1941 года дивизион вступил в бой с танками фашистов. Для моего прадеда это был самый страшный бой, так как именно в этом бою он впервые потерял своих товарищей.
По его воспоминаниям земля кругом горела: самолеты противника бомбили важные объекты и вели огонь по огневым позициям. Дивизион прадеда получил приказ командира подпустить танки как можно ближе. Жаркий бой длился 5 часов. Был открыт огонь по танкам, и танки повернули, стали пятиться назад. А в воздухе парили самолеты, целью которых было - окружить приграничные части и уничтожить. Прадед принял решение отступать по-орудийно, и это было проблемно: самолеты атаковали. Так с боями 22 июня наши войска отступили на 6 километров, но фашистам не удалось сомкнуть кольцо вокруг.
23 июня 1941 года противник был остановлен перед городом Мариямполе, подоспели «свежие» части на помощь. Были выкопаны окопы, огневые позиции, поступило пополнение боеприпасов, бойцов снабдили гранатами и дан был приказ: ни шагу назад, стоять насмерть. Наступило утро, и немцы снова пошли в атаку, завязался жаркий бой, но фашисты не продвинулись ни на шаг. Были большие потери с обеих сторон.
Враги окружили город, и бойцам остался только один путь – идти через горящий город с узкими улицами. Город миновали, но впереди фашисты устроили заслон. Они обстреливали дорогу с двух сторон, из танков прямой наводкой «сметали» идущие впереди машины с пехотой и орудиями. Дошла очередь до момента: или погибнуть, или прорваться. Водителю был дан приказ: не замедляя скорости, прорваться через огненное кольцо. И батарея моего прадеда прорвалась, не потеряв, на удивление, ни одного солдата. Затем дивизиону пришлось отходить с боями через Литву, Латвию, участвовать в обороне городов Каунас, Даугавпилс, Крустпилс, Якопилс, Мадона и ряда других населенных пунктов. Затем были Псков.
В бою за Псков он был тяжело ранен. Затем был отправлен на Северо – Западный фронт под Старую Руссу, где воевал до 1943 года и был ранен вторично. В конце декабря и в начале января 1942 года командование Северо-западного фронта подготовило наступление на город Старая Русса, и дивизия моего прадеда была направлена в этот район для участия в окружении Демьянской группировки 16-ой армии немцев. Армия фашистов была окружена, но город остался у противника.
Вот так описывает мой прадедушка в своей тетради один из боевых эпизодов: «Январь месяц 1942 год. Наше подразделение держало оборону у развилки дорог, идущих из Старой Руссы на поселок Парфино. Участок был ответственный, фашисты не должны были прорвать здесь оборону… И вот на рассвете прямо на нас двигается большая колонна немцев. Разведка доложила, что двигается по дороге полк пехоты и 6 танков. А у нас было всего одно противотанковое орудие, взвод 82-миллиметровых минометов, пулеметный взвод и взвод пехоты. Приказ командира подразделения - подпустить как можно ближе и открыть огонь со всех видов оружия. И это было выполнено. Наше противотанковое орудие открыло огонь осколочными снарядами по немцам прямой наводкой, и фашисты дрогнули, но не отступили. Завязался огневой бой, который длился до вечера. Наконец фашисты поняли, что их наступление провалилось. Тогда они пустили танки и вызвали авиацию. Мое орудие, которым я командовал, открыло беглый огонь бронебойными снарядами, первый снаряд сразу же подбил танк, потом загорелся еще один. Но обстрел наших позиций продолжал нарастать: по нам била вражеская артиллерия, и бомбили самолеты. Был убит командир огневого взвода и наводчик орудия. Мне пришлось встать на место наводчика, и было подбито еще 2 танка, а еще 2 повернули обратно, но наше орудие вывели из строя попаданием осколков: была разбита панорама и отбит нижний щит орудия. Но фашисты отступили. В этом бою мне пришлось принять огневой взвод. Нашими было уничтожено до батальона пехоты, 3 пулемета и 4 танка. После выяснилось, что на нас наступала свежая, так называемая «голубая дивизия», прибывшая на этот участок фронта из Франции».
В последующем войска фронта стремились освободить Старую Руссу. Упорные бои продолжались вплоть до расформирования фронта (до 20 ноября 1943 г.), они, однако, не привели к желаемым результатам. Старая Русса была освобождена лишь 18 февраля. В это время велись ожесточенные наступательные и оборонительные бои. В этих боях прадед был вторично ранен, но из дивизии не уехал, а лечился в медсанбате. В августе 1943г. командование фронта спланировало наступательную операцию левее Старой Руссы в 7 –и километрах от города в направлении на совхоз Пено. 188-я стрелковая дивизия, в которой находился прадедушка, была поставлена на главном направлении для прорыва обороны фашистов. И вот, после двухчасовой артподготовки, пехота пошла на прорыв. Бой длился целый день, и русские подразделения продвинулись вперед, но понесли большие потери. 188-ю дивизию сменила другая, но успеха не имела. Так он вспоминает: «Нас отвели с передовой линии на станцию Парфино, дали немного отдохнуть, похоронили погибших, погрузились в эшелоны и перебросили на Украину.
Пока двигались по железной дороге, несколько раз подвергались бомбежке немецкими самолетами. Пострадал только эшелон арт-полка. Было разбито несколько вагонов, были погибшие и раненые». Затем мой прадедушка продолжил свой боевой путь по украинской и европейской землям: Харьков - Пятихатки - Кобеляки - Кривой рог – Вознесенск – города Молдавии - Тирасполь – Измаил. Участвовал в форсировании Днепра. В этих ожесточенных боях его дивизия получила задачу: выбраться на крутой берег южнее Мишурина Рога, перекрыть шоссе, связывающее все правобережье от Кременчуга до Днепропетровска. Гитлеровцы всеми силами пытались сбросить дивизию в Днепр, но батарея моего прадеда, поддерживая своим огнем стрелковые подразделения, отбивала контратаки танков врага. Первая атака, и 6 танков идут развернутым строем на батарею Василия Васильевича. «Неприятно, когда на пушки идут несколько танков, - писал в воспоминаниях дедушка, - но раз война, то не будь слюнтяем, не торопись, держи себя в руках… Поближе подпустишь, наверняка попадешь. А стоит подбить один танк, как остальные повернут обратно. Наши расчеты подпустили танки на 300 метров и ударили по переднему, танк замедлил ход, но не остановился. Одна из пушек ударила по второму танку, тот сразу вспыхнул. И как только загорелся танк, передний начал пятиться назад, за ним двинулись остальные. Задний ход у танков медленный, прежде чем они успели скрыться за бугром, запылала еще машина. Вскоре танки показались снова, шли они вдоль фронта, подставив под удары орудия бортовую броню. С расстояния 400 метров были подбиты еще 2 танка. А еще 6 немецких танков не прошли, потому что расчеты орудий били наверняка, с близкого расстояния, глубоко спрятав свой страх. Плацдарм был удержан, и наши подразделения погнали гитлеровцев на Запад».
К концу 1943 года битва за Днепр завершилась. И дивизия двинулась освобождать Криворожье, в упорных боях освободили город Кривой Рог, Вознесенск на реке Буг, Тирасполь. Окружили Яссо - Кишиневскую группировку и уничтожили ее. Затем освободили город Измаил. С этого момента началось победное шествие Красной Армии по европейской земле. Дивизия моего прадеда освобождала города Румынии, Болгарии. Я часто слышал от дедушки и мамы, что при жизни Василий Васильевич часто вспоминал, как встречали русские войска в Европе. Когда они освобождали Болгарию, местное население радовалось, болгары бросались на шею освободителям и шептали: «Братушки, братушки пришли нас освобождать!» И после войны болгары не забывали своих героев: всегда поздравляли. Прадедушка с особой теплотой хранил эти поздравления.
За боевые заслуги мой прадед награждён двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, шестью медалями, среди которых медали «За отвагу» и «Боевые заслуги», «За победу над Германией», медаль Ленина.
В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы в войне 1941- 1945 годов. Я представитель поколения, которое слишком далеко от событий тех дней, но я убеждён на все сто процентов, что память о тех «роковых сороковых» должна жить в памяти нашего народа, в памяти моей семьи, в моей памяти, а дальше памяти моих детей, внуков, правнуков.
Известный историк Василий Ключевский сказал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Поэтому хотелось бы обратиться ко всему поколению: «В наших руках - создать счастливое будущее, но без сохранения истории и традиций нашего народа – это невозможно! Давайте все вместе сохраним память о героическом подвиге нашего народа!