Невозможно представить отечественную кинематографию без незаметного труженика – киномеханика. С историей отечественной кинематографии переплетается и трудовая биография простого сельского киномеханика нашего односельчанина Галима Шаймухаметовича Шайдуллина.
Родился он 4 февраля 1926 года в деревне Саузбаш. Рано осиротевший, воспитывался в Толбазинском детском доме, окончил ФЗО, стал слесарем. Семнадцатилетним юношей ушел Галим на фронт. С разгромом немецких фашистов для Галима Шайдуллина война не окончилась: молодой солдат участвовал в боях против Японии на Дальнем Востоке.
Был награжден медалями «За победу над Японией» и «За освобождение Кореи». Медаль «За освобождение Кореи» — государственная награда КНДР. Награда была учреждена 15 октября 1948 года. Ею награждались военнослужащие Красной Армии, участвовавшие в войне против Японии.
Кабельный связист, гвардии рядовой Шайдуллин Галим вернулся в Башкирию из Кореи в 1950 году. Послевоенные, нелегкие годы. Но народ тянется к искусству. Целое событие, если в деревню привезут кино. Молнией разносится эта новость по всем домам. Несмотря на только что отгремевшую такую страшную и кровопролитную войну, страна залечивала раны. Народ приобщали к культуре. Одной из форм ее было кино – самое доступное и массовое зрелище для народа. Но самое главное, что делало кино – приобщало к коллективизму, общению, состраданию. Кино, в первую очередь, давало заряд патриотизма.
Завидная должность была в те годы – киномеханик. Одним словом, не устоял Галим Шайдуллин, бывший фронтовик, и пошел учиться на киномеханика. Окончил Белебеевскую школу киномехаников. 1 сентября 1951 был принят киномехаником - передвижником. Встретил свою любовь в деревне Саузбаш – красавицу Зубайду, женился. Стали вместе работать: он киномеханик, а она помощницей киномеханика.
Галим абый и его жена Зубайда апа. 1953 год
Много лет они с женой Зубайдой работали в передвижниках. Что такое – кинопередвижка? Киноаппарат, бензиновый движок с генератором, репродуктор и соединительные провода. Обслуживали кинопередвижку механик и его помощник. Каждый колхоз выделял гужевой транспорт для доставки киноустановки к зрителям в тот или иной населенный пункт. В нашем районе было несколько таких установок. Каждая обслуживала свой участок из нескольких сел и деревень. Галим абый с женой Зубайдой обслуживали деревни Саузово, Саклово, Новонагаево, Ашит, которые по вечерам в населенных пунктах несли людям отдых и наслаждение после трудового дня. Часто киномеханикам и их помощникам во время выезда приходилось ночевать в тех населенных пунктах, где они ставили кино. Обычно кинопередвижка появлялась в селе или деревне два раза в неделю. К 60-м годам, когда электросети появились в большинстве населенных пунктов нашего района, постепенно необходимость в них отпала, так как в крупных деревнях и селах стало появляться стационарное кино, в том числе и в нашей деревне. Кино стало действительно самым массовым искусством, оно обслуживало все слои населения и стало подлинным оружием идеологического, эстетического и культурно-воспитательного фронта.
Киномеханикам забот хватало: банки с фильмами с почты таскали кто на чем, отдельный транспорт не давали. Клубы оснащались постоянными источниками электропитания, современной киноаппаратурой, которая размещалась в спецпомещениях – кинобудках. Между тем обслуживание киноаппаратов требовало сноровки и быстроты реакции. Также следовало учитывать, что перед началом трансляции аппарату нужно несколько секунд на разгон – если же катушка запускалась на недостаточно высокой скорости, звук, считываемый с отдельной дорожки фотоэлементом, мог исказиться. Труд по совмещению концов требовал чутья и тренировок. Аппараты громко гудели, потому будка механика была звукоизолированной, а изображение проецировалось в зал сквозь застекленное окошко. Киноэкран же, напротив, был покрыт миллионами мелких отверстий, пропускающих звук к зрителю, поскольку динамики обычно устанавливались позади него. Некоторые аппараты позволяли заряжать в них катушки объемнее стандартных, что облегчало механику задачу: ночью накануне очередной премьеры несколько мотков пленки склеивались им в один, и бегать от проектора к проектору приходилось уже не раз в 10 минут, а реже (правда, поднять такой моток мог только физически сильный человек, кроме того, нужно было соблюдать внимательность, чтобы не приклеить какой-нибудь кусок «вверх ногами»). Позже, перед отправкой в следующий кинотеатр, требовалось разрезать все обратно и снова расфасовать мотки по коробкам-бюксам, а уже те укладывались 10-килограммовыми стопками в круглые ящики, называвшиеся «яуфами». Нелегкая была работа киномеханика, но интересная!Для многих людей поход в кино был настоящим праздником, а киномеханик - уважаемым человеком, почти чародеем. Ему завидовали и взрослые, и дети: какая хорошая и интересная работа - постоянно смотреть новые фильмы, да еще и бесплатно. Те, кому удавалось каким-то чудом попасть в будку киномеханика, не только смотрели фильм, но и наблюдали за его работой, запоминали все мелочи, все движения мастера. В клубе зрители сидели на простых деревянных скамейках. Билеты для детей были 5 копеек, а для взрослых 20 копеек. Клуб был полон зрителями. Каждый день показывал 2 сеанса: в 18 часов для детей, а в 21 час – для взрослых.
Невозможно сосчитать, сколько километров киноплёнки он перемотал за эти годы, сколько фильмов показал для сельчан, сколько чернил потратил на афиши, ведь репертуар менялся каждые 2 дня. Большинство фильмов тогда были о войне. О событиях, которые ещё часто снились Галиму Шаймухаметовичу по ночам, как бы повторялись перед глазами наяву. Его объяснения зрителям не зря отмечались выразительностью, исходили от души. Особым вниманием пользовались фильмы исторического жанра, о воспитании советской молодежи, о формировании ее этических и моральных идеалов. В этих картинах во всем разнообразии отразилась широкая панорама жизни страны и ее народа. Однако для того, чтобы донести все это художественное богатство до широкого зрителя, требовались еще немалые усилия. Он стал страстным пропагандистом кино. Даже трудно подсчитать, какой вклад Галим Шаймухаметович внес в то важное дело, благодаря которому идеи кинофильмов доходили до сельских зрителей. Таким образом, в стремительном развитии кинематограф доказал свою состоятельность и стал неотъемлемой частью общественно-культурной жизни.
Новый вид искусства никого не оставил равнодушным. Кинематограф стал зеркалом нашей жизни. С момента его появления в России у нас появилась возможность видеть зеркальное отображение нашей истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории. Десятки лет подряд Шайдуллин Галим выходил победителем в социалистическом соревновании киномехаников района. Когда завели в 1962 году в районной дирекции киносети Книгу Почета, первую страницу посвятили ему. Именно он первым в районе в 1966 году получил звания «Лучший киномеханик Башкирской АССР» «Отличник кинематографии СССР». Здесь можно было привести долгий список полученных им Почетных грамот (их 37), благодарностей, рассказать, сколько раз ему вручали переходящие Красные вымпела, сколько лет его портрет не сходил с Доски почета, сколько раз он стал ударником коммунистического труда. Все эти трудовые реликвии ветерана.
Галим абый был всегда с людьми. С большой охотой делился своим опытом киномеханика с молодыми. Односельчане вспоминают его доброго, отзывчивого, очень общительного и открытого человека. Бесспорно, жизнь не стоит на месте. Ещё совсем недавно, в советское время, практически каждый день в сельском клубе собиралась вся деревня от мала до велика на киносеансы! Кино «крутили» каждый день, а сейчас профессия «сельский киномеханик» ушла в историю. Сегодня кинопроекторы и банки с фильмами в сельских клубах ушли в прошлое.
В 2005 году аппаратуру для показа кино в нашей деревне тоже демонтировали и увезли. Одно время проходит, а другое приходит. Сейчас, благодаря интернету, кино можно посмотреть везде: дома, в транспорте, в парке на скамейке, в кафе, - в общем, где угодно. Но как приятно вспомнить ту эпоху, когда все односельчане собирались вместе, когда киномеханики были проводниками культуры на селе, ибо, действительно, хорошее кино воспитывает человека, облагораживая его душу.
Моя бабушка Фарахия рассказывает, как в детстве они с друзьями ходили в небольшой сельский клуб смотреть кино. «Вместе с героями любимых фильмов «Баллада о солдате», «Повесть о настоящем человеке», «Повесть о первой любви», «Девчата», «Три мушкетера», «Щит и меч» мы проживали трудные минуты их жизни, с ними вместе смеялись и плакали, радовались и огорчались. Любимые герои фильмов воспитывали нас добрыми, честными, отважными, трудолюбивыми, учили нас быть патриотами нашей прекрасной Родины, в любых обстоятельствах не терять чувство собственного достоинства». Ход истории складывается из бесчисленных мелочей. Точнее, вся история – это мозаика личностей. И одним из ярких личностей является в истории кинематографии нашей республики простой сельский киномеханик Шайдуллин Галим Шаймухаметович. Поистине уникальный человек жил в нашей деревне, он был не только защитником Отечества, простым киномехаником, замечательным отцом и просто хорошим соседом, а воспитателем подрастающего поколения в духе патриотизма.
Его биография заставляет нас задумываться о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. И остается только выразить глубокую дань памяти тем, кто всегда оставался верным своей профессии и в том числе гвардии рядовому киноискусства – нашему земляку - Галиму Шаймухаметовичу Шайдуллину. Заключение Каждое время выдвигает своих героев. Мой герой – Шайдуллин Галим Шаймухаметович - герой и военных действий и герой мирного времени. Выполняя свою работу, я открыла для себя много нового: изучила историю своего края, много интересного узнала о жизни моего земляка. Галим абый на селе был большой культурной силой, который осознал свою роль в воспитании односельчан, живший их запросами и, как правило, пользующийся у них авторитетом. В современном мире кино выступает в качестве важного элемента культуры. Можно сказать, что кино утверждается в качестве воздействующего на духовную и социальную жизнь общества структурного компонента современной культуры. Кино — это не просто картинка, не просто созерцание различных сюжетов и интригующих приключений, с героями которых зритель отождествляет себя, наблюдая их со стороны, кино – самое массовое из искусств, а ведь чем более массовым является искусство, тем больше на него спрос, тем выше должны быть его критерии. Любые жанры, будь то комедия, драма, боевик, если они адресованы народу, должны нести большую социальную нагрузку. История кинематографа просто неотделима от общей истории XX века. Полученные в ходе исследования результаты углубляют наши знания в истории родного края, содействуют пониманию исторической действительности и роль кинематографии и простого киномеханика в культурной жизни страны. Шайдуллин Галим Шаймухаметович оставил большой след в истории не только нашей деревни, но и в истории республики и страны. Остается только выразить глубокую дань памяти гвардии рядовому киноискусства в дни празднования 75-летия Великой Победы в Великой Отечественной войны – моему земляку. Я горжусь своим земляком, потому что вся его жизнь – это служение своему народу и Отечеству.
Список источников и литературы 1. Буравцов В. Уфа: страницы истории. Уфа, 2006г. 2. Ключарев, Г. От кинопередвижки к широкоформатному .Уфа. 1976г. 3. Нуретдинов Р. Пусть зритель уйдет вдохновленным. Газета «Вперед», 1986 г. 4. Тевалев Г. Мастер своего дела. Газета «Вперед», 1967 г. 5. Семейный архив Миннегалиевой (Шайдуллинной) И. Г.
Воспоминания очевидцев 1. Миннегалиева Илюса Галимовна, д.Саузбаш 2. Губайдуллин Фарис Закиевич, д.Саузбаш 3. Газизова Фарахия Султановна, д.Саузбаш
Выполнил: обучающийся 9 класса МБОУ ООШ д.Саузбаш МР Краснокамский район Хайдаров Разиль 706-47
Руководитель: Ганиева Фандалия Гаяновна, учитель истории МБОУ ООШ д.Саузбаш Адрес места работы: РБ, Краснокамский район, д.Саузбаш, ул. Дорожная, д.10 e-mail:ganieva_f@mail.ru