Много историй о войне мы слышали от наших стариков. Я хочу рассказать как началась наша...
Моя мама, Валя, 6 лет от роду, к началу войны жила в семье военнослужащего в городе Бобруйске, с матерью (моей бабушкой) Екатериной Александровной и сестрой Раечкой 3 лет.
Отец, Иван Емельянович (мой дед), старший политрук 69 роты 6 танковой бригады, накануне был вызван по тревоге и жил в части. Бобруйск узнал о войне в первые же часы после её начала.
Рано утром 22 июня немцы совершили авианалет на город. Семья проснулась от ужасного грохота. Что-то бабахало где-то совсем рядом. Бабушка наспех собрала детей, плащики поверх пижамки и ботиночки на босу ногу, и побежала с ними из дому. Опомнились на вокзале. Там уже начали формировать первые эвакуационные составы для вывоза женщин и детей.
Екатерину Александровну с двумя маленькими девочками тоже сажают в вагон. Она много раз рассказывала мне, как её дети хотели есть и пить, а у неё, кроме документов, ничего нет. Не успели взять ничего. Даже воды. И как помогали люди в вагоне - делились и питьем и водой. Последним делились... Людей было очень много. Эшелон сформировали очень быстро и отправили. Многие не знали куда едут и как будут жить. Но надеялись, что будут!
Через какое-то время состав попал под бомбежку. Рядом с путями было ржаное поле и люди бежали по этому полю в ужасе , пытаясь спрятаться, спастись. Бабушка тоже бежала, как и все, с маленькой на руках и старшей за руку. Она рассказывала, что не было возможности подумать, как поступить и что правильнее сделать. Животный страх и работают только ноги. Слышен рёв моторов, свист падающих бомб, оглушающие взрывы, падающие, искалеченные тела. Их криков и стонов не слышно. Все тонет в грохоте и дыме.
В какой-то момент бабушку накрыло взрывной волной и отбросило. Она упала лицом в рожь, поджала под себя детей и замерла. Так пролежала пока все не утихло... Валю сильно контузило. «Я думала, что она умерла. Я ее несу, а она как тряпочка. Кругом ад. Тащу свою девочку с этого поля, чтобы хоть похоронить по человечески, Рая сама идёт и даже плакать не может. Поплакать не получается.»- рассказывала бабушка. И всегда плакала.
Всех кто выжил после бомбежки собрали и развезли по ближайшим сёлам на постой к местным жителям. Наших приютила хозяйка на окраине Балашова... Много ещё было скитаний и лишений за годы войны. Вера в победу, желание вытянуть детей и вывести в люди помогли бабушке (а ей на тот момент 29 лет) справиться со всем. Это один эпизод из военного прошлого нашей семьи. Их очень много!!
У нас в семье очень трепетно относятся к этим рассказам. Бабушки давно нет в живых. Мама моя очень старенькая. Теперь я рассказываю всё своим детям. Очень надеюсь, что они расскажут своим, когда придёт их время. Мы, ныне живущие, обязаны все помнить. Без прошлого нет будущего!!!
Марина Петровна Матукова