Мой прадедушка Василий Егорович Гайко родился в 1926 году. Когда началась война, он учился в школе ФЗО в Свердловске, где осваивал профессию машиниста паровоза.
В январе 1943 года вместе с несколькими выпускниками школы семнадцатилетнего Василия направили в город Североуральск на алюминиевый рудник. Здесь мой прадедушка начал работать помощником машиниста паровоза.
Опытных людей не хватало, ведь почти все взрослые были призваны на фронт. Поэтому руководство рудника решило самых смышлёных перевести в машинисты. В их число попал и мой прадедушка.
В октябре 1943 года его пригласили в военкомат и предложили пойти добровольцем в лётную школу. Ну кто в те военные годы из молодых парней отказался бы от такого предложения?! Тогда многие хотели стать лётчиками и пойти на фронт громить врага. И хотя у него была «бронь», он согласился. Но получился казус - вместо авиации, он попал в запасной стрелковый полк в город Кунгур. Конечно, возмущению его не было предела. Но оно скоро прошло. Всё-таки шла война, и на фронте не хватало командиров отделений. Так он стал осваивать эту военную профессию.
Летом 1944 года, после окончания учёбы, ему присвоили звание сержанта и ребят отправили на фронт. А его оставили в полку обучать молодое пополнение. В апреле 1945 года прадедушка попал в маршевую роту и вскоре оказался в Болгарии, его направили на работу на танкоремонтный завод машинистом паровоза. На заводе делали капитальный ремонт двигателей танков Т-34. Там было два паровоза, но они были не на ходу. Поэтому пришлось осваивать профессию слесаря-монтажника, а затем он стал нормировщиком. Все наряды на ремонт проходили через его руки. Работы хватало. В месяц сдавали на склад до 35 танковых дизельных двигателей. Затем они направлялись во фронтовые подвижные ремонтные мастерские, где восстанавливались танки, и боевые машины уходили в действующую армию.
В конце 1945 года танкоремонтный завод был передислоцирован в Румынию, где прадедушка и встретил известие о Победе. О том, что закончилась война, он узнал ранним утром 9 мая. Прибежал взволнованный старшина, восторженно крича: «Победа! Германские войска капитулировали!» Их радости не было предела, все обнимались, целовались, а вечером был праздничный ужин. Все жили надеждой, что скоро поедем домой к родным и близким. Но судьба распорядилась так, что только в 1947 году завод был эвакуирован из Германии на Урал, и прадедушка продолжил службу под Свердловском. А в 1948, после перевода военного завода в гражданское предприятие, прадедушка был направлен для прохождения службы в Верхнюю Пышму на танковую базу, где грозные боевые машины становились на консервацию.
В 1949 году он встретил свою «половинку» - мою прабабушку Марию, с которой не расстаётся вот уже 73 года. Осенью 1950 года прадедушка демобилизовался из армии и приехал жить в Свердловск. Как участнику парадов Победы ему трижды посчастливилось увидеть Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, который тогда был командующим военным округом. В памяти прадедушки он остался крепким, «мощным» человеком - настоящим «маршалом Победы». В мирное время до 1981 года прадедушка трудился машинистом паровоза. Как сам он говорит: «Выбрал профессию случайно, а полюбил и с ней связал весь свой жизненный путь».
Сережа и мама Инна Олеговна Гайко.