Работая по краеведению по истории села в годы Великой Отечественной войны, мы хотели рассказать о судьбах детей военных лет, которые проживают на территории Едогонской сельской администрации Тулунского района Иркутской области. К сожалению, их с каждым годом остается все меньше и меньше. Наше село за последние годы существенно изменилось: многие жители уехали из села, а многие приехали в село и пополнили его историю. А ведь они наряду с немногими оставшимися в живых ветеранами Великой Отечественной войны - последние свидетели героического прошлого нашей страны.
Весть о начале войны всколыхнула всю страну, весь народ. В этот же день вечером во всех колхозах Едогонского сельского совета, как, впрочем, и по всей стране, прошли митинги, на которых люди заявили о своей решимости борьбы с врагом. «Будем честно трудиться здесь в тылу, чтобы наша Красная Армия не испытывала ни в чем никогда нужды, а если Советское правительство призовет защищать Родину, будем бить взбесившегося врага беспощадно, не щадя своей жизни», - высказывались в своих выступлениях и записывали в резолюциях колхозники.
Никогда не забудется подвиг тружеников тыла: женщин и подростков, заменивших отцов, братьев и мужей, ушедших на фронт. Вспоминает Автушко Н.Е., 1918 года рождения, ветеран педагогического труда: «22 июня 1941г в селе был обычный день. Колхозники спешили на работу, мы, учителя, занимались работой в школе. Помню - был яркий солнечный день. И вдруг около 15 часов в с.Едогон пришло сообщение о войне. Мне показалось, что кругом помутнело, наступила темень. В селе затихли даже дети, на миг наступило какое-то оцепенение».
Началась мобилизация всех мужчин. Каждый день село провожало кого-нибудь на войну. Плач стоял на всю деревню. Вспоминает Мироновская О.Н., 1918 г.р, учитель: «Лихая година пришла на нашу землю. И наши мужчины стали называться солдатами, а мы - солдатками. Я с первых дней войны потеряла мужа, стала вдовой. Всю войну я проработала в школе, было очень трудно, но мы об этом не думали. Мы мечтали только о победе, и как могли, помогали: шили, вязали, посылали на фронт посылки».
Наше село находилось далеко от линии фронта, но это не значит, что дети далекого сибирского села Едогон не видели войны. Количество работающих мужчин на селе резко сократилось. На полях и фермах основной рабочей силой стали женщины, подростки и люди пожилого возраста. Они трудились самоотверженно не только световой день, но и в ночное время, уделяя сну и отдыху буквально 4-5 часов. Трудились день и ночь. Не все могли работать в ночную смену, т.к. у многих были маленькие дети, которые в дневную смену были в яслях, куда матери приносили продукты, чтобы накормить их. Воспитателем была Лукша Анна и с ней подростки 12 – 13 лет, одной их которых была Холюченко (Иконникова) Любовь Степановна. Они – девочки - бежали из школы в детский сад, где до прихода матерей должны были нянчиться с маленькими детьми до прихода матерей с работы к ночи.
Детям – подросткам приходилось работать на протяжении всей войны на полях колхоза: пахали, сеяли, пололи, помогали вывозить убранный хлеб на элеватор. Вспоминает Филиппов Николай Филиппович: «С приходом весны начинались полевые работы: вспашка полей на лошадях. Казалось бы, дети должны играть в игрушки, а у нас любимой игрушкой был плуг. Пахали с 5 часов утра и до 2 часов дня, затем был перерыв, так как лошадей заедали пауты. В перерыве можно было поесть, помыться, и с 6 часов вечера снова пахать до темноты. Некоторые плуги весили в 5-6 раз больше самих пахарей. После вспашки – сенокос, затем уборочная. Ели то, что имели сами – картошку, суп из крапивы. Самое незабываемое блюдо – прошлогодняя картошка, высушенная и растолченная в ступе, из которой пекли потом блины».
Лезнева Надежда Петровна родилась в селе Караульное в 1929 году. Она вспоминает: « В начале войны мне было 12 лет. Когда в село приехал уполномоченный и сообщил о начале войны, в селе началась паника. Люди собрались на конюховке и тревожно перешептывались, ждали, кого заберут первыми, ждали повесток. Село осталось без мужчин. Теперь вся работа легла на плечи женщин, стариков и детей. Мы – 10-12-летние дети - стали взрослыми. Меня вначале определили работать в детские ясли. Я была обязана помогать стареньким бабушкам водиться с детьми. На следующий год меня вместе с подростками отправили полоть пшеницу. Так началась наша трудовая жизнь. С раннего утра мы трудились, думая о скорой победе над врагом, скорей бы кончилась война, и вернулись наши отцы и братья. Радовались хорошим новостям и горько переживали за тех, кому приходили похоронки. С каждым годом работа была все труднее. Особенно запомнилось, как трудно было рвать лен. Руки наши вдруг стали как у старух – грубые, потрескавшиеся. Наступало утро - и снова в поле. Когда мне исполнилось 15 лет, нас отправили ремонтировать дорогу, лопатами копали кюветы, на тачках возили землю и засыпали ямы. Тачки были тяжелые, переворачивались, и удержать их было трудно. На заработанные трудодни давали гречку, рожь, пшеницу. Навсегда запомнился день, когда привезли весть о победе. Сколько было радости, какое было счастье. Но в нашем селе практически ни одна семья не обошлась без похоронки. Это горе заставляло селян сжать губы и работать, работать, работать».
Воспоминания Холюченко Нины Дмитриевны: «Когда началась война, мне было 7 лет. Жила я у бабушки в селе Мугун. До прихода бабушки нужно было все сделать дома. Хлеба было мало, садили много картошки и держали скот, чтобы как–то прожить. Не было времени поиграть, как должны играть дети. Да и нечем было играть, не было игрушек. Сами мастерили себе кукол из чего– нибудь и как позволяла детская фантазия. Летом ходили в лес и собирали ягоды. Как они были вкусны! В 10 лет пошла помогать работать в колхоз».
Наш односельчанин Журов Николай Минеевич в 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». В то время ему было 17 лет. Когда началась война, ему было12 лет. После 4 класса пошел работать в колхоз. Как все дети того времени, он помогал пахать, работал на сенокосе, возил сено и солому, боронил, т.е. делал то, к чему допускали детей.
Интересно воспоминание о начале войны Автушко Елены Сергеевны. В 1936 году она пошла в 1 класс и окончила 7 классов Едогонской семилетней школы. В 1941 году началась война, известие о которой застало её за чисткой картошки. В секунду весь дом залился горючими слезами. Из семьи на фронте никого не было, отец – инвалид с детства, брат – не подходил по возрасту. Вся работа легла на плечи женщин, детей и стариков. Работы было много. В то время самоходных зерноуборочных комбайнов не было, их цепляли к тракторам. Её работа заключалась в том, чтобы дергать веревку накопителя соломы. Сзади комбайна шли девушки и собирали эту солому, грузя ее на лошадей. На обед не ездили. Весь обед заключался в бутылке молока и картошке, которую брали из дома. В сенокос косили, гребли сено. Осенью учеников снимали на копку картофеля. Работали на складе – крутили сортировку. На каждую семью была установлена норма заготовки картофеля на фронт. Её надо было помыть, сварить, высушить, сложить в мешок. Заготавливали березовые чурочки длиной 10 см. для тракторов с турбогенераторами, на которых работали женщины. В зимнее время участвовала в художественной самодеятельности.
Кобрусев Иван Сергеевич родился в селе Едогон в 1931 году. В 1941 году окончил 4 класса, началась война, больше учиться не пришлось, заставили работать. Сказали, что доучишься после войны. Начал работать верховиком на конных жатках, потом на конях боронили поля. Жили в поле на стогах. Домой отпускали раз в неделю, помыться в бане. Вскоре с остальными ребятами стал работать на пахоте. Их поднимали в 4 часа утра и отправляли работать, пока не было паута. Страшно уставали от тяжелой работы. В то время в колхозе было 2 трактора на турбогенераторах. После войны работал прицепщиком на тракторе. Когда ему исполнилось 18 лет, его отправили учиться на тракториста. Трактористом он работал до 1991 года.
Подобными воспоминаниями поделилась с нами и Белезякова (Баранова) Татьяна Егоровна: «Семья у нас была большая – 10 детей. Мы и до войны перебивались с воды на хлеб, а в войну стало ещё хуже. Родилась я в 1931 году, когда началась война, мне было 10 лет. Нам приходилось учиться и после школы работать: пололи поля от сорняков, помогали на сенокосе взрослым, собирали ягоды для сдачи на фронт».
Работая с книгами приказов военного времени нашей школы, мы ознакомились со следующими приказами: приказ №31 по Едогонской семилетней школе от 29/ IX – 44 года параграф 3 «На основании распоряжения Рай ОНО перенести начало занятий в 5 – 7 классах на 15/X – 44г. в связи с уборочной кампанией». Здесь мы видим, что дети практически всю осень должны были помогать взрослым на уборке урожая.
Мы уже говорили о том, что многие дети по разным причинам не могли ходить в школу, учителя ходили по домам и учили детей. За каждым учителем был закреплен участок (из приказа по Едогонской семилетней школе от 15 марта 1943 г.). Школа в то время жила полной жизнью. В то время учителя организовывали кружковую работу в школе (приказ №11 от 27 февраля 1943 г., параграф 3, приказ №13 от 15 марта 1943 г.).
Это мы говорим о детях, которые не видели, как рвутся бомбы, идут бои. В нашем селе жили и живут те, кто видел это своими глазами, – например, Маршалко Станислав Осипович, родившийся в 1935 году в Литве. В семье было трое детей, он был вторым. Он рассказал, что через Литву немцы шли на Ленинград, они были очень хорошо готовы к войне. Немецкие войска шли через село три дня. Вначале они не убивали людей, основные зверства начались тогда, когда немцы отступали и по-прежнему пытались сдержать наступление Красной армии. Жители села убегали в леса, не всегда это получалось, тогда жители села делали сами убежища, где можно было спрятаться, ведь немцы все на своем пути сжигали и уничтожали. После войны семья Маршалко была выслана в Сибирь.
Долгое время в нашем селе проживал Вержиковский Ростислав Антонович, родившийся в 1929 году в городе Харькове на Украине. Семья была в оккупации с сентября 1941 и по август 1943 года. Из его рассказа мы узнали, что режим был чисто немецкий: въезд в город и выезд из города разрешался по пропуску военной комендатуры. Жителям города выдавали по 300 граммов хлеба на день, других продуктов не было, и купить их было негде. Выживали, кто как мог. Многие умирали с голода, особенно дети. В Сибирь приехал в 1955 году.
Трудный и противоречивый путь прошла российская деревня в послевоенные годы. Для российского крестьянства это было время сложных социально-экономических и демографических изменений. Первый послевоенный сев проходил в очень тяжелых условиях. Истощенные женщины, подростки и старики не справлялись с работой. Семян не хватало. Поэтому урожаи собирали небольшие. После войны в деревне еще был голод.
Вспоминает Киселева Г.В. – «Я родилась в августе 1941 года, а мой брат Николай - в 1943 году. Отца забрали на фронт, мы были голодные, есть было нечего, у брата от голода началась водянка, он сильно кричал, хотел есть. Мама давала ему маковый отвар, чтобы он хотя бы поспал, а не кричал от голода. Потом, когда мы подросли, мать уходила на работу на сенобазу. А мы сидели на заборе, ждали её прихода. Им на работе выдавали по краюхе хлеба и котелок похлебки-затирухи. Только мы увидим, что она идет, бежали ей навстречу. Пока дойдем до дома, мы пальцами съедали этот котелок похлебки». Любая война - это боль, слезы, потери и смерть.
Любая война не разбирает свои жертвы, уничтожает самое святое - жизнь детей. Поэтому так непостижимо удивительно, что они маленькие и незащищенные сумели выстоять наравне с взрослыми. Не просто выжить, но и снести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения. Работая со списком жителей села, переживших военное время, мы видим, что в живых их осталось мало, и они постепенно покидают нас: уходят те, кто видел эту страшную войну своими глазами или трудился в тылу, но знает о войне не понаслышке, а вынес на своих плечах все тяготы войны.
Автор: Кудрявцева Екатерина, 9 класс, МОУ «Едогонская СОШ»
Руководитель: Бунина Валентина Петровна, учитель истории МОУ «Едогонская СОШ»
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.