Здравствуйте! Пишет к Вам Михайлова Елена Николаевна – педагог-организатор ГБОУ ООШ с. Каменка (м. р. Шенталинский Самарской области). Много лет выписываю газету «Комсомольская правда» и с большим интересом читаю от первой и до последней страницы. Материалы рубрики «Военная летопись губернии» часто использую на уроках музыки и изобразительного искусства. Я оправляю Вам материал об удивительной судьбе земляка – Николаева Тихона Ильича.
Удивительная судьба земляка
Как то в нашей школе был объявлен конкурс сочинений, посвящённый событиям Великой Отечественной войны. Ученики не только писали сочинения, но и нашли немало фотографий в семейных архивах родственников-фронтовиков. Меня поразила одна фотография, на которой стоял фронтовик без обеих ног. Мне захотелось узнать о судьбе это человека.
Это был Николаев Тихон Ильич. Родился он 12 июня 1909 года в многодетной семье крестьян в деревне Семёново-Шарла Шенталинского района Куйбышевской области. Родители нарадоваться не могли – четыре сына как на подбор – опора и надежда.
Маленький Тихон рос любознательным, мечтал быстрее вырасти и пойти учиться в школу. Но судьба распорядилась по-иному. Окончил он 2 класса, как началась революция, потом гражданская война. Учение в школе прекратилось на целых 6 лет. В 1918 году белогвардейцы забили до полусмерти его отца прикладами. От полученных травм через два месяца отец Тихона скончался. Старший брат Степан ушёл на гражданскую войну. Стал военным. Погиб в 1939 году на финской войне.
Тихон, будучи мальчишкой, батрачил на хозяев – пас табун. Подвозил воду на поля во время сенокоса, прополки и уборки урожая. Возил на лошади сено и дрова. С лёгкостью брался за любое дело.
Жизнь была нелёгкой, но трудолюбие, вложенное родителями с детства, помогло поднять свой дом и обзавестись хозяйством. Радость была недолгой – случился пожар, всё сгорело, ничего спасти не удалось. Надо было вновь строиться – ведь жизнь продолжалась.
По всей стране стали организовывать колхозы. Тихон один из первых вошёл в него, приведя с собой из личного подворья корову и лошадь. Также в общее хозяйство колхоза он отдал плуг и хозяйственный инвентарь. Сам стал работать в колхозе конюхом. Колхозное начальство заметило, что Тихон ответственно относится к любому делу. Его назначили старшим обоза по вывозке хлеба государству. В дороге нужно было отвечать и за людей, и за лошадей, и за ценный груз.
Был Тихон женат на Ольге. Жили они дружно, воспитывали троих детей: Николая, Зинаиду и Татьяну. Но недолго длилось счастье – жена Ольга простыла, сильно заболела и умерла. После смерти жены нужно было везде успевать самому: и в колхозе работать, и с домашним хозяйством управляться, и детей поднимать. В доме появилась Анна, вторая жена, у которой был сын. Потом родилась дочка Ольга. Детей в семье стало пятеро. Жизнь шла своим чередом.
Но война непрошеным гостем ворвалась в мирную жизнь, и двадцать третьего июня 1941 года четыре брата Николаевых ушли на фронт. Прощаясь с родными, весельчак Тихон сказал: «Пока мы будем бить фрицев, нас не забывайте, ждите! Мы обязательно вернёмся домой с победой!»
Кто же знал тогда в самом начале войны, как сложится судьба людей, которые по всей стране дружно встал на защиту своего Отечества.
Четверо земляков, в том числе родной брат Тихона Дмитрий, попали на Ленинградский фронт. Германские войска предприняли мощное наступление и 30 августа 1941 г. город оказался в окружении. Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали разрушать город. Солдаты погибали от непрекращающихся бомбёжек. Оружия на всех не хватало. Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без продовольственных запасов. Хлеб доставлялся только авиацией, или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянными бомбежками водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «Дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов, которых катастрофически не хватало, чтобы досыта накормить всех. Со страшной неумолимостью в городе надвигался голод. С ноября норма хлеба для рабочих составляла всего 250 грамм, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. Зима 1941 г. выдалась необычайно суровой. Холод и голод царствовали в округе. Многие жители, ослабев, падали и умирали прямо на улицах. Снег заметал трупы. Весной после таяния снега в городе были обнаружены тысячи трупов, которых нужно было предать земле.
С боями наши войска продвигались вперёд. Земляки Тихона погибли. Ожесточённый бой под Ленинградом 3 февраля 1943 года Тихон Ильич в жизни вспоминал не раз. «Февраль. Во время прорыва блокады шли тяжёлые бои. Я был пулемётчиком. Пулемёт «Максим» был очень устойчив при стрельбе, давал кучность и позволял очень точно управлять огнём. Враг палит нещадно. Пули свистят и летят градом. Отбиваемся, даже подумать некогда – кому сегодня повезёт остаться в живых. Вокруг падают бойцы: кто от ранения, а кто-то сражённый наповал шальною пулей. И вдруг сильный толчок сбивает меня с ног, я падаю и теряю сознание. Пулемёт разбило прямым попаданием немецкого снаряда. Когда очнулся, прислушался, где-то вдалеке продолжала грохотать канонада. От боли, которая пронизывала всё тело, застонал. Мимо, пригибаясь низко к земле, пробегал молодой боец. Он затащил меня в воронку от снаряда. Кровь из раненной ноги била фонтаном. Боец перебинтовал наскоро раненную ногу, и со словами: «Держись, браток!» - вылез из воронки. Опять отключился. Очнулся от холода. Снег, припорошивший моё лицо, медленно таял, и вода холодной струйкой стекала за ворот фуфайки. Я не чуял ни рук, ни ног. А снежинки, нежно кружась, падали на землю, покрывая грязное крошево белым пушистым снежным одеялом. Попробовал подняться, но сил не было. Боль во всём теле была неимоверная. Снова потерял сознание. Сколько пролежал – не знаю. Оказывается, бой продолжался ещё два дня. На третий день во время короткого затишья, всех бойцов с поля боя собрали, отсортировали, кого, куда: погибших - хоронить, раненых – в госпиталь. Меня запеленали как малого дитя и отправили в госпиталь. В Ленинградском госпитале сделали несколько операций. Хорошо помню, как молоденькие сестрички дежурили и днём, и ночью, выхаживали нас. У меня держалась постоянно высокая температура. Чуть сбив температуру, меня решили отправить на Большую землю сквозь коридор прорыва окружения. В голове пульсировала страшная мысль: «Неужели война для меня закончилась? Ведь односельчанам обещал вернуться с победой!»
В том бою Тихон Ильич потерял много крови, отморозил пальцы на левой руке. Два года провёл в госпитале. Врачи боролись за жизнь фронтовика, но началась гангрена, и ноги пришлось ампутировать. Не думал Тихон Ильич, что станет короче вдвое. Себя успокаивал, что дома ждут жена и дети.
В дороге вражеская авиация совершила налёт на поезд. Ходячие раненные выскакивали из вагонов и попадали под нещадный пулемётный огонь. Падали, сражённые наповал. А Тихон Ильич лежал в вагоне на нижней полке и думал, что это его последние минуты жизни. К счастью немецкие самолёты, отбомбив, улетели. Из уцелевших вагонов сформировали состав и отправили в Сибирь в Томск.
Много дум передумал он в лазарете. Как жить дальше без ног? Одно обнадёживало его, он не одинок – на Родине ждёт семья. Пока был в пути, в деревню Семёново-Шарла дошло извещение, что Николаев Тихон Ильич погиб. Немного окрепнув, решил написать домой письмо, в котором сообщил, что лежит в госпитале без обеих ног. Это решение было выстрадано фронтовиком. Он надеялся, что по возвращении семья станет для него опорой. Но Анна, прочитав письмо мужа, приняла своё решение: оставила его детей и уехала в Караганду, забрав с собой только родных сына и дочку.
Добирался до родных мест он на поезде. Перестук вагонных колёс помогал на время забыться. Всю дорогу размышлял о жизни. Вот и земля родная шенталинская. Стоял он на перроне, вдыхая свежий воздух, а грудь переполняла щемящая боль: «Как встретит жена? Узнают ли ребятишки?» Этим же поездом привезли в Шенталу в детдом много детей.
В родной деревне Семёново-Шарла стал потихоньку восстанавливать хозяйство. Мысль найти своих детей не оставляла его ни на минуту. А встреча с детьми была очень горькой. Вывели к нему детей из детдома, стоят они и не поймут, отец это или нет? Лицом – отец, а ростом… Обнял Тихон Ильич своих родных кровиночек, прижал к себе, по небритым щекам текли горькие мужские слёзы, а сердце колотилось в груди.
Родные стены встретили ребятишек пустотой. Сердобольная соседка принесла миску да овчинную шкуру, на которой дети спали.
Жил Тихон, работал, не охал – надо было детей поднимать. Да и детей приучал к труду: летом они собирали ягоды, грибы, чай – благо леса вокруг деревни радовали природными дарами: только не ленись, делай заготовки на зиму. А уж, когда рыбка попадалась – тогда варили наваристую уху.
Работал Тихон Ильич и председателем сельсовета, и заведующим фермой. В сезон уборочной страды работал охранником на току.
Было очень тяжело без женских рук в семье. Замуж за Тихона идти никто не хотел. Без обеих ног, с тремя детьми. Кому охота окунуться в столь тяжкие проблемы. Да. Немало пришлось пережить нашему земляку. Но прошло какое-то время, и он женился. История его женитьбы удивительна, как и его жизнь.
Однажды в деревне случилось несчастье. Во время полевых работ сдохла лошадёнка, которой управляла молоденькая восемнадцатилетняя девчонка Клава. Тихон в то время работал бригадиром. Он предложил Клаве выйти за него замуж: «Глядишь, лошадь-то спишем, если выйдешь за меня замуж, а то не ровен час – тюрьма…»
Что делать? Как быть? У кого спросить совета? Мать умерла, отец погиб на фронте. Пришла Клава домой и, обливаясь слезами, поведала новость старшей сестре. Старшая сестра, обняв её за худенькие плечи, сказала: «Я не вправе тебя неволить. Но если ты откажешь Тихону выйти за него замуж, тебя ждёт тюрьма. Дай ему согласие. А там, глядишь, не слюбится – уйдёшь от него». До утра сёстры не сомкнули глаз. Наступающий день пугал своей неизвестностью.
Но Тихон Ильич окружил молодую жену любовью и заботой. Старался во всём ей помогать, поддерживал. На радость мужу Клавдия Васильевна родила четверых детей: Лиду, Петю, Илью и Надю.
Следующим важным событием в жизни Тихона Ильича стало то, что они с женой в 1976 году переехали в Альметьевск (Республика Татарстан) и в селе Тихоновка Альметьевского района построили дом, в котором прожили двадцать лет. А ведь ему на то время было уже 67 лет. Жизнь шла своим чередом. Появились внуки.
Мудрый дедушка любил своих внуков. Соседки, уходя на работу, частенько оставляли своих ребятишек с ним. Тихон Ильич читал им газеты, журналы, рассказывал невымышленные истории. Часто он вспоминал своего командира, писал юным следопытам письма в надежде найти его. Любил встречаться с друзьями.
Из всех сыновей Николаевых вернулся только Тихон Ильич. Однажды, проводя в школе работу по подготовке ко Дню Победы, на урок музыки я принесла Книгу памяти, в которой ученики нашли фамилии своих родственников. А на 332 странице значилось, что и Николаев Тихон Ильич (герой данной истории) погиб 4 февраля 1943 года. А он, пройдя такие трудности, прожил с женою пятьдесят лет.
Дети, вспоминая отца, отмечают, что он всегда умел найти правильные слова, чтобы поддержать в жизни в любых ситуациях. Николаев Тихон Ильич – яркий пример для подражания. Молодое поколение должно знать как можно больше таких людей, ведь именно они в годы Великой Отечественной войны встали на защиту Отечества, на защиту мира на родной земле.
Сердце Тихона Ильича перестало биться в год золотой свадьбы в 1996 году.