Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Две судьбы - одна дорога… (учителям-фронтовикам посвящается)

Две судьбы - одна дорога… (учителям-фронтовикам посвящается)


Долгое время жили в маленьком деревянном домике на окраине районного центра Кутулик по улице Советской, 13, Иван Альфонсович и Юлия Казимировна Пеньковские. Разные дороги привели их в одну семью. И начались эти дороги 22 июня 1941 года.

 

Юлия Казимировна Чайковская родилась и выросла на западе. Отец у нее был поляк, геолог. Мать русская. В 1939 году в Макеевке Юлия закончила фельдшерско-акушерскую школу и по распределению попала в Косов, в Карпатах. У молодых свои проблемы, свои заботы. Юлия полюбила профессию медика и мечтала продолжить свою учебу в институте. Но… 22 июня от страшного грохота, встряхнувшего дом, она полетела с кровати. За окнами полыхало пламя, где-то раздался пронзительный женский крик и повис в воздухе. Ничего не понимая, она выскочила на улицу, споткнулась обо что-то и упала. Под рукой ощутила сырость. Поднесла к глазам руку – кровь, рядом лежала женщина, широко распахнув недвижные глаза в небо. И Юлия тоже закричала…

 

Эвакуацию проводили спешно. Чайковской удалось попасть в эшелон, уходивший на восток. Только далеко уйти он не смог. С грехом пополам добралась до Азовского моря, потом до станции Нижнегорской, что под Сталинградом. Все те потрясения, свалившиеся на ее плечи, не прошли бесследно - она заболела тифом. Выкарабкалась. А немцы все подходили ближе к Волге, и Юлия решила уйти в Калмыкские степи, потом оказалась в Саратовской области. Работы по специальности не нашлось, и она на первых порах пошла в колхоз, а потом и место фельдшера отыскалось. И вот тут–то девушке впервые пришла мысль уйти на фронт.

 

В этот период войны в огне сражений против фашизма рос и развивался боевой союз советского народа с братскими народами Европы. Так на территории Московского военного округа одними из первых начали создаваться части Войска Польского. Весной 1943 года Советское правительство удовлетворило просьбу Союза польских патриотов о создании национальных польских частей. Была сформирована 1-я Польская дивизия имени Т. Костюшко. Командовал ею полковник З. Берлинг. Дивизия была создана в Рязанской области, и уже 12 октября 1943 года получила боевое крещение под Смоленском.

 

Вскоре Юлию пригласили на беседу к военкому. Пожилой уже человек, военком, посмотрел пристально в глаза девушки и сказал: «Вам придется служить в польской армии. Медиков сейчас там не хватает, а у вас уже и опыт работы есть, только вот язык подучите».

 

Поезд привез Юлию на станцию. Несколько дней спустя на этой станции высадился и лейтенант Пеньковский. Он спрыгнул со ступенек вагона и изумленно уставился на группу военных в незнакомой форме. Один из военных махнул рукой: «Иди сюда, лейтенант! Да не удивляйся, сейчас в такую же одежку обрядишься. Пакет-то есть какой?» «Есть, - машинально ответил лейтенант, - мне к генералу Берлингу». «Вон там его штаб, туда и иди, а вечером встретимся». И уже после того, как в штабе его принял Берлинг, когда он получал вещевой и продовольственный аттестаты, переодевался в необычный френч после гимнастёрки, почему-то вспомнил отца и подумал: «Вот глянул бы на меня сейчас…».

 

Отец…. Как уехал из дома, так никого больше из родных не видал. А уехал Иван Альфонсович из села Александровское в Иркутск еще в 40-м поступать в горный институт. Нападение Германии на СССР всколыхнуло всех. У военкоматов образовались длинные вереницы желающих уехать на фронт. Дошла очередь и до студентов Горного. В Иркутск эвакуировали Черниговское военно-инженерное училище. И почти весь первый курс попал в это училище. Программа обучения, конечно, была ускоренная: два года прошли за 4,5 месяца – и сразу же в Саратов на формирование 1-й сапёрной бригады.

 

«До того, как я попал в 1-ю Польскую армию, мне пришлось участвовать в боях под Воронежем, Харьковом. Сталинградом. Не забуду, как держали мы «остров» напротив Тракторного завода… Ранило меня под Курском, близ деревеньки Ветрово. Затем были полевой госпиталь в только что освобожденном Болхове и полк резерва офицерского состава. Надоело мне, сибиряку, в тылу без дела сидеть. Пришёл к командиру полка с рапортом. Отправили в распоряжение Главного политического управления в Москву. Там мне вручили медаль «За оборону Сталинграда», а потом пригласили к генералу. Генерал и спрашивает меня: - Коммунист? - Так точно, товарищ генерал. - А как у вас с польским языком? - Да, ничего, умею малость. - Ну и отлично. Идите сейчас в такую-то комнату… - Так я попал в распоряжение генерала Берлинга.

 

Ивану Альфонсовичу присвоили звание подпоручика и назначили командиром инженерно-сапёрной разведывательной роты 1-й отдельной инженерно-сапёрной бригады. Многие разведчики получили награды, сам командир роты удостоился диплома на получение серебряного креста «Заслуги». В это время в роту пришла в качестве санинструктора подпоручик Юлия Чайковская. Иван Пеньковский защищал Сталинград, участвовал в освобождении Варшавы, форсировал Ниссу и Одер, штурмовал Берлин. Войну закончил командиром роты разведчиков, в чине капитана, на Эльбе. В роте от сотни осталось 27 человек. Именно воинам этой бригады, потерявшей более половины личного состава, и сооружён мемориал на берегу Вислы.

 

Вместе с мужем шла по нелёгким боевым дорогам его жена Юлия Казимировна. За ратные подвиги Иван Альфонсович награждён боевыми орденами и медалями Советского Союза и Польши. Юлия Казимировна имеет шесть боевых наград. Вернувшись с войны, Пеньковский заочно окончил педагогический институт. С 1947 по 1952 годы работал учителем математики, затем был назначен директором Кутуликской восьмилетней школы.

 

Из воспоминаний выпускников юбилейного 1973 года, 50-го выпуска нашей Кутуликской средней школы: «Нам посчастливилось - Иван Альфонсович два года был нашим классным руководителем. Он вёл у нас математику. Чёткое изложение материала, правильное построение уроков, строгий контроль – вот что отличало эти уроки. Знания по математике у нас были прочными. Не случайно из 22 выпускников нашего класса 10 человек закончили ВУЗы. Доставалось от Ивана Альфонсовича нерадивым ученикам. Он терпеть не мог расхлябанности, распущенности и старался воспитать в нас аккуратность, ответственность за порученное дело. Вместе с тем, он был общителен, трудолюбив и каждое начатое дело учил нас доводить до конца, вкладывая в него душу. Везде он был рядом с нами: и в сборе металлолома, и в спортивных соревнованиях, и на субботниках, и в художественной самодеятельности. Сам он хорошо пел. Его любимая песня «Враги сожгли родную хату». Мальчишки уважали его за то, что он всегда работал наравне с ними. Трудно было заслужить его похвалу, но, если он хвалил, то это был праздник. В последующие годы он работал в школе военным руководителем. У мужчин две профессии,- говорил он,- одна из них – защищать Родину».

 

В 1955 году по собственному желанию пошел в отстающий колхоз «Сибиряк». За 5 лет его председательства колхоз вышел в передовые, а сам Иван Альфонсович был удостоен ордена «Знак почёта» и медали «За освоение целины», трижды колхоз был участником ВДНХ. И на груди сибиряка по праву сияли две бронзовые и малая золотая медали «За успехи в социалистическом сельском хозяйстве». В те же годы ему присвоено звание «Отличник народного просвещения». С 1960 года снова вернулся работать в школу. И снова - учитель математики, затем снова директор уже средней школы. С 1982 по 1994 годы проживал в городе Усолье-Сибирское. И всё это время ему верным помощником была боевой соратник и жена Юлия Казимировна.

 

Автор: Данчинова Валерия, 9 класс, МБОУ Кутуликская СОШ, Аларский район

Руководитель: Евстафьева Валентина Константиновна, учитель начальных классов, руководитель кружка «Я- исследователь»

 

По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.





917 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    В ре­зуль­та­те во­ен­ных ре­форм им­пе­ра­то­ра Алек­сандра II
    A10
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме