Моя семья в Великой Отечественной войне
Он в Маутхаузене стоя Прошел через фашистский ад, Но не смогли сломить героя,
Ведь русским был сапер-солдат!
(А.Малышев, Г.Шевченко)
В нашем семейном альбоме есть странная фотография: мой прадед Дмитрий Семенович Строгонов держит в руках фотографию, на которой изображен памятник, как я потом выяснила, генералу Карбышеву, установленный в Маутхаузене. Мне всегда хотелось знать, почему прадед держит эту фотографию, именно эту, ведь этот человек не член нашей семьи, но только недавно дед мне рассказал, что его отец считал генерала своим побратимом.
Долго рассказывал дед о том, что слышал от своего отца. Его рассказ побудил меня написать это сочинение. Мой прадед был сержантом войск НКВД и с 1941 года по 1943года воевал в частях Воронежского и Юго-Западного фронтов, был трижды ранен, но после лечения в госпитале возвращался на службу. Но с конца 1943 года родные не имели сведений о Дмитрии, который попал в плен. И начался для молодого солдата ад.
Да, любая война – это кровь и слезы, горе и страдание, смерть и исковерканные судьбы. А еще – это ужасы ада, которые пришлось испытать на себе людям, попавшие в плен. Плен – неизбежное следствие любой войны, трагедия многих миллионов людей, подвергаемых физическим и нравственным унижениям и насилиям. И поэтому прадед не любил об этом рассказывать и только однажды, увидев в учебнике истории портрет Д.М.Карбышева, проговорил: «Я видел, как умирал этот человек».
И я услышала страшную историю о смерти генерала Карбышева, потом прочла много книг о нем и была покорена стойкостью и мужеством этого человека. А еще я поняла, почему прадед считал его членом своей семьи, а это, наверное, была не просто семья Строгоновых, а семья всех советских солдат, которые спасли мир от фашизма.
Теперь мы знаем, что Карбышев Дмитрий Михайлович-профессор Военной академии Генерального штаба, доктор военных наук, генерал-лейтенант инженерных войск. Родился 14(26) октября 1880 года в Омске в семье военного чиновника. Русский. В 2989 году окончил Сибирский кадетский корпус, в 1890 году- Николаевское военно-инженерное училище, участник русско-японской войны 1904-1905 годов.
В составе 10-го Восточносибирского саперного батальона поручик Карбышев укреплял позиции, устанавливая средства связи, наводил мосты, вел разведку боем. Награжден 5 орденами и 3 медалями. Также достойно он служил Родине и после революции 1917 года. Талант военного инженера в полной мере проявился в 30-е годы 20 столетия. Дмитрий Михайлович был первым советским ученым, которому принадлежит наиболее полное исследование и разработка вопросов применения разрушений и заграждений. В составе группы заместителя начальника Главного военно-инженерного управление по оборонительному строительству в советско-финляндской войне 1939-1940 годов вырабатывал рекомендации войскам по обеспечению прорыва линии Маннергейма.
В начале июня 1941 года Д.М.Карбышев был командирован в Западный особый военный округ. Великая отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно (Белоруссия). Через 2 дня перебрался в штаб 10-й армии. 27 июня штаб армии оказался в окружении. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал-лейтенант был тяжело контужен в бою в районе Днепра у деревни Добрейка Могилевской области. В бессознательном состоянии был пленен.
Фашисты знали о нем все, поэтому неоднократно предлагали работать на них. Он категорически отверг все предложения немецкого командования, сказав, что не уронит чести и достоинства советского офицера, не изменит Родине. Поэтому его перемещали из одного концлагеря в другой. Он был в лагере в Майданке, Освенциме. Заксенхаузене, Маутхаузене(Австралия). Здесь и встретились с ним мой прадед . Конечно, он тогда не знал о нем ничего, знал только, что был мужественный человек, который призывал узников бороться с врагом и здесь, в лагере : «Плен- страшная штука, но ведь это тоже война, а пока война идет на Родине, мы должны бороться здесь. Поступайте так, как нужно в интересах Родины, и говорите всем, что это я вам приказал!».
Д.М.Карбышева с группой узников лагеря фашисты предали лютой смерти. Вот как об этом рассказывал прадед: «Я приник к окну. Под бледным светом качающихся электролампочек я ясно видел толпившуюся у стены близ лагерных ворот группы осужденных на смерть. Несколько минут назад каждый из этих людей еще имел собственный вид и фигуру – был высок, худ, плечист или приземист, различил среди них маленькую фигуру человека, о котором так много и мучительно думал,- Карбышев. Это был Карбышев, подлинный, еще живой, но уже взысканный неотвратимостью смерти, ведь всем заключенным было известно, что публичная казнь настигает осужденных именно здесь, у лагерной стены, близ ворот. Карбышева казнят.
Все становится на свое место: Карбышев не изменил, значит, есть святое в жизни, значит, можно терпеть и ждать. Еще несколько минут назад довольно ясно различались фигуры осужденных на смерть. Но их фигуры странно начали менять линии своих очертаний, как бы опухляясь, обрастая чем-то; они неправдоподобно расширялись в объеме и при этом теряли отчетливость своих форм. Я не понимал, что происходит. Вдруг волосы шевельнулись на моей полуобстриженной голове – я понял. Люди у стены обледеневали, покрываясь все утолщающейся и утолщающейся прозрачно – голубой корой. » Генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева казнили вместе с сотнями заключенных в морозную ночь с 17 на 18 февраля 1945 года. Генерал Карбышев стал символом несгибаемой воли и стойкости.
В лагере был создан подпольный комитет ( туда входил и мой прадед), который помогал людям выжить, вселял в них веру в победу, в освобождении, готовил побеги и даже вооруженное восстание. И их героическая борьба увенчалась успехом. 11 апреля 1945 года восставшие узники Маутхаузене прорвали проволоку и вышли на свободу. Еще до прихода американских войск они самостоятельно удерживали оборону лагеря на случай контракта эсесовцев. Потом прадед был передан американцами советскому командованию и продолжил служить в армии. Домой он вернулся только в конце 1947 года рядовым солдатом и долго-долго никому не рассказывал о пребывании в плену.
Передо мною лежат удостоверения к медалям и орденам прадеда, подписанные министрами обороны (например, Гречко) и другими военными чинами. Но только незадолго до своей смерти, а умер он 7 ноября 1982 года в возрасте 66 лет, дед мой услышал эту страшную историю о непокоренным генерале Карбышеве и о том, что его отец считал генерала членом своей семьи И еще узнал дед, почему 11 апреля каждого года тот один выпивал чарку водки и плакал, спрятавшись от родных во времянке.
Теперь и мы знаем, что 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашизма Чтобы не повторились ужасы концлагерей, мы, люди, всегда должны помнить, какой ценою завоевано наше счастье и к чему может привести разгул фашизма. И сейчас я иногда думаю, что прадед умер счастливым человеком, потому что не увидел, что сейчас делается на Украине, что его родственники из Снежного и Луганска переехали в нашу область, спасаясь от новоиспеченных фашистов. Я не хочу повторения ужасов войны и призываю всех людей планеты: «Люди! Будьте бдительны! Не повторяйте ошибок прошлого! В войнах нет победителей и побежденных! Есть только кровь, смерть и презрение к тем, кто является зачинщиком этих несчастий! Берегите мир!»