И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут…
(Евгений Агранович)
Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О ней много рассказано, но мы не знаем того страшного времени, и узнаём о войне из рассказов наших дедов и прадедов, из фильмов военной тематики. Но самыми убедительными документами я считаю семейные реликвии — это старые фотографии, которые рассказывают мне о жизни моих предков, а награды говорят об их заслугах перед Отечеством.
Держу в руках тяжёлые медали, удостоверения к ним, смотрю на старые, черно-белые немногочисленные фотографии моего прадеда – участника Великой Отечественной войны Нестерова Петра Андреевича и пытаюсь представить, сколько испытаний, тяжестей выпало на его долю, на долю всего советского народа. Не раз судьба испытывала его: был контужен, ранен, — но выжил.
У прадеда много наград, но самые значительные из них – орден Ленина и медаль Золотая звезда, в 1944 году он был удостоен звания Героя Советского Союза. Когда началась война, ему было 17 лет, он работал на авиационном заводе слесарем-сборщиком. В 1942 году был призван в ряды Красной Армии. Его направили учиться в артиллерийское военное училище в Саратовской области по специальности минометчик-пулеметчик.
После 10 месяцев учебы молодые лейтенанты отправились на фронт под город Сталинград. С волнением читаю строки воспоминаний: «После окончания военного училища, наш поезд с офицерами прибыл в разрушенный дотла г.Сталинград. Увидев своими глазами ужасы войны, мы дали клятву – мстить фашистам до последней капли крови!» Далее путь был на Южный фронт.
На Южном фронте в 40 гвардейской дивизии воевал командиром минометного взвода. Освобождали города и села Ростовской области, Донецкой области. В бою у г.Донецка в 1943 г.получил ранение. После выздоровления направлен на 3-тий Украинский фронт в 109 гвардейскую дивизию. Был командиром пулеметной роты. С боями форсировали реку Днепр в районе Каховки, участвовали в освобождении Бериславля, Николаева, Одессы, Кишинева, Тирасполя и других городов.
Дойдя до границы, освобождали от фашистов Румынию, Болгарию, Югославию. В Югославии при форсировании реки Дунай, во время боя, получил приказ – взять и удержать основную высоту. Вот так прадедушка вспоминал этот бой: «Немцы при отступлении часть механизированной армии оставили в обороне. Нам было дано задание, во что бы то ни стало обойти левый фланг противника, форсировать Дунай, занять плацдарм на противоположном берегу реки и выбить немцев. В это время я был командиром пулеметной роты. Под прикрытием тумана мы начали операцию. Когда туман стал рассеиваться мы вышли на дорогу, ведущую к Белграду. Но тут подошли оставшиеся механизированные части фашистов и мы вступили в неравный бой. Перевес был на стороне противника. За два дня мы отразили десятки атак, в это время я командовал на правом фланге. Был приказ перейти на левый фланг и взять основную высоту. Фашисты пытались отрезать мою пулеметную роту от нашей части, засекли наши пулеметные точки. Гранатами и пулеметным огнем противника были выведены из строя наши опытные пулеметчики. Я поочередно подползал к станковому пулемету и ручному пулемету и вел огонь по атакующим немцам, восстанавливал огонь умолкших пулеметов, подпускал противника ближе и в упор расстреливал фашистов. В этот момент получил ранение в лопатку, но перевязывать было нечем и не до этого было. Продолжал вести бой. Отступать некуда. Сзади был Дунай и переправа части. Кончились патроны. Положение стало критическое, пришлось послать солдата за пополнением в штаб. Связи не было все провода порваны. Бой был тяжелым, противники сражались ожесточенно. Остался на высоте один. Из боеприпасов только граната с нарезным чехлом. Такая граната применяется только из окопа в обороне, она поражает в радиусе 200 метров и дает при взрыве много осколков. На высоте тишина, стою за пулеметом и наблюдаю в щель щитка за обстановкой. Смотрю, немцы ползут все ближе и ближе по склону. В руке зажата граната. Выжидаю время, когда они будут около пулемета, встают, бросаю гранату, оглушительный взрыв. Одновременно немцы тоже бросили гранату. Немецкая граната взорвалась около пулемета. И наступила темнота…» Вскоре подошло подкрепление. Высота осталась в наших руках. Приказ был выполнен.
Прадедушку нашли тяжело раненым. Хотя щиток «Максима» и отклонил основную массу осколков, и все же… Ранение в голову, руку, частично задета челюсть. Уже в Румынии в госпитале неожиданно встретил своего солдата Санько, который и поведал об окончании боя. Подоспевшие ребята захватили тысячу единиц техники: танки, пушки, минометы, более ста автомашин. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Нестерову Петру Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Награды вручал в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин. Прадедушке в ту пору было 20 лет. Я рассматриваю награды моего прадеда: медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», орден Отечественной войны 1степени, медаль Жукова, юбилейные медали, гвардейский значок. Они напоминают мне о том, что мой прадед был и остается героем Великой Отечественной войны. Прадедушка ушел из жизни четыре года назад. Грустно видеть сейчас стареньких фронтовиков, вспоминающих свою военную молодость. Но они не согнулись, выстояли войну и не только выстояли, но и победили. Их подвиг всегда будет нам примером человечности и достоинства!
МБОУ СОШ им. Героя Советского Союза
А.А. Винокурова р.п. Сура
Никольского района
Пензенской области)