Меня зовут Евстратова Т.А., и я хочу рассказать о своем прадедушке – участнике Великой Отечественной войны.
Мой прадедушка Перцев Иван Ефремович родился 25 сентября 1906 года в Орловской области, Задонский р-н, с/с Балаховский, д. Колодецкая.
Долгое время в нашей семье он считался пропавшим без вести, никто не знал, когда и где оборвался его последний след. Мне всегда было интересно узнать, что с ним случилось.
С помощью сайтов (Память народа, Мемориал) мне удалось это сделать. Вот, что я узнала. 2 июля 1941г. он был призван на службу в г.Гомель (Белоруссия), оттуда же 30 августа 1941г. моя прабабушка Зимина Матрена Никитична получила от него последнее письмо. Об этом говорится в найденном мною документе.
Провоевав всего 8 дней, 10 июля 1941 г. мой прадед попал в плен. Немцами он был отправлен в г.Торн (совр. Торунь, Польша), в концлагерь шталаг XX C (312). О существовании такого концлагеря я слышала впервые, и мне захотелось узнать о нем больше.
В апреле 1941 года начальнику отдела по делам военнопленных ХХ военного округа Германии генерал-лейтенанту вермахта Курту фон Эстеррейху было дано указание подготовить лагеря к предстоящему приёму советских военнопленных. Одним из таких лагерей стал шталаг 312 (XX C).
Свидетельство очевидца:
"Я лично получил от генерала Рейнеке задание подготовить на территории Данцигского военного округа лагерь на 50 тысяч русских военнопленных. ... В соответствии с этим приказом в городе Торунь, на военном учебном плацу, огороженный колючей проволокой мною был организован стационарный лагерь под открытым небом. Для сооружения этого лагеря я использовал английских военнопленных, содержавшихся в подчинённом мне шталаге XX B."
Курт фон Эстеррейх.
Первая партия военнопленных численностью около 1 500 человек прибыла 4 августа 1941 года. Лагерь к этому времени не был оборудован, и пленные были вынуждены рыть себе землянки - ямы, как убежища. Среди них был и мой прадед. Основной контингент лагеря составили красноармейцы, взятые в плен в ходе августовских сражений за города Смоленск, Могилев, Рогачев, Жлобин, Гомель.
На каждого военнопленного немцами была заведена лагерная карта с соответствующим номером. 5860 - такой номер был у моего прадеда. Страшно представить, как обращались с людьми в тех лагерях, им не давали есть, люди ели траву и пили дождевую воду. Что они чувствовали?! Что чувствовал мой прадед?!
С помощью тех же сайтов, мне удалось найти настоящий клад. Это был подлинный документ, приводивший в дрожь всех, кто на него смотрит. Та самая лагерная карта с номером 5860. Она была на немецком языке, заполненная рукой фашиста.
В школе я учила немецкий язык, поэтому многое я смогла перевести сама. В документе говорилось, что он был блондином с голубыми глазами, рост 157 см, лицо - овальное, особых примет не имел, отпечаток пальца его руки особенно сильно произвел на меня впечатление. Смотря на него каждый раз, понимаешь, что все это происходило на самом деле. Остальное мне помог перевести учитель немецкого языка. Так выглядит та самая лагерная карта моего прадеда.
Иван Ефремович умер 29 октября 1941г. и похоронен в г.Торн в общей могиле №6. Узнав так много информации о нем, мне захотелось его увидеть. У нас не было ни одной фотографии с его изображением. Для этого я связалась с дальними родственниками, которые поделились со мной его последним снимком. Наконец-то я его увидела! Это было для меня настоящим счастьем.
Прочитав про шталаг 312 подробнее, я выяснила, что в конце октября 1941 года в лагере началась эпидемия сыпного тифа и дизентерии. Число погибших доходило до 100-200 человек ежедневно. Эти события происходили именно тогда, когда умер мой прадед - 29 октября 1941.
Такова печальная история моего прадедушки. Дома его ждали жена и 3 детей. Жена умерла, так и не узнав, где похоронен ее муж. Из тех 3 детей (моих дедушек и бабушки) на сегодняшний день жив только один. И только он один знает всю правду о том, как умер его отец.