Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Терещенков Михаил Сергеевич

Терещенков Михаил Сергеевич


Вторая мировая война – страшное время для многих людей и народов.

Это то время, память о котором навсегда останется в наших сердцах. Нет в нашей стране ни одной семьи, которой не коснулась бы эта жестокая война.

И моя семья не исключение. В этом сочинении я хочу рассказать о своих прадедушках, участниках Великой Отечественной войны.

О своём прадедушке Терещенкове Михаиле Сергеевиче я знаю со слов его друга, Трощенкова Ивана Тимофеевича.

Родился мой прадед 3 сентября 1922 года в деревне Переезд Смоленского района. Когда началась война, ему было 18 лет, он работал в колхозе и его не успели призвать ещё в армию.

По воспоминаниям друга прадеда Ивана в один из зимних вечеров 1942 года деревенская молодёжь собралась на танцы. Из клуба заметили силуэты приближающихся к деревне на лыжах людей. Это были немцы. Трое немцев вошли в клуб. Один из товарищей Ивана Тимофеевича, у которого был пистолет, предложил перестрелять вошедших. Но Иван остановил его, так как к дому подошло много немцев. Вошедшие по-хозяйски осматривали всех находившихся в доме. Их внимание привлекли пять человек, одежда которых была похожа на солдатскую: этих пятерых и увели фашисты с собой.

На следующий день немцы стали собирать жителей деревни Переезд для того, чтобы устроить показательную расправу над арестованными. Ехавшего на коне Ивана Тимофеевича, заставили спешиться и тоже повели к месту, где наскоро была сооружена виселица. Народ согнали со всей деревни. Арестованным вчера вечером пятерым людям немцы накинули петли на шеи и дали читать церковные книги. (Во время своего рассказа Иван Тимофеевич размышлял вслух о том, как люди, верящие в Бога, знающие Библию, могут лишать жизни других людей). Дедушка Иван рассказал, как на это было ужасно и страшно смотреть: петли срывались, их одевали заново. Плакали все: и дети, и женщины, и старики. Ведь среди этих пятерых несчастных мог оказаться чей-то сын или отец. Около повешенных немцы оставили табличку: «За самогоноварение».

После этого страшного события все парни их деревни подались в партизаны, вместе с ними ушли и многие девушки. Мой прадед Михаил попал к партизанам в Демидовский район в бригаду Шлапакова. А его друг, Иван Тимофеевич, оказался в другом партизанском отряде, но тоже в Демидовском районе.

 


Партизаны обитали в глухих лесах, жили в землянках, питались скудно и нерегулярно. А нужно было накормить не только людей, но и коней, без которых партизанам никуда. Надеяться только на помощь жителей окрестных деревень было стыдно и опасно. Ведь фашисты, обосновавшись во многих деревнях, отбирали у местных жителей последние куски хлеба. Кроме того с теми, кого подозревали в помощи партизанам, жестоко расправлялись. Поэтому мы должны понимать, как тяжело приходилось и партизанам, и деревенским жителям на оккупированной территории. Отбить у немцев обоз с оружием или каким-нибудь провиантом было непростой задачей. Хотя после таких удачных вылазок, многие деревенские решались примкнуть к партизанам. А нужно было не только выживать в этих условиях, но и бить врага, помогать Красной Армии.

Об одном таком партизанском рейде, в котором участвовали оба односельчанина, Иван Тимофеевич рассказал довольно подробно. Отряд прадеда Михаила стоял у речки Жереспея, а соединение Ивана находилось в засаде на другом берегу этой речушки. Мой прадедушка во время освобождения деревушки Лехонов-Бор был ранен, но в пылу боя сразу сам этого не заметил. И лишь чуть позже, когда отряд Ивана Тимофеевича присоединился к воюющим, переправляясь вместе через Жереспею, Иван увидел, что друга ранило в ногу. Лечили тогда без всяких госпиталей. Следующий раз друзья встретились, когда их партизанские отряды помогали Красной Армии в бою около Ворот Слободы. Как рассказывает дедушка Иван, партизаны несли большие потери, но врага они не пропустили, отстояли свои позиции. После этого фронтовые пути друзей не пересекались. Каждый со своей бригадой дошел до Берлина и там встретил Победный Май.

Вернулся прадедушка Михаил в свою деревню Переезд в 1945 году. Друг же его Иван служил ещё на Дальнем Востоке, на Сахалине и вернулся в родную деревню только в 1952 году. Вот тогда-то друзья и встретились. И мой прадедушка и его друг прожили всю свою жизнь в деревне Переезд. После войны дед работал бухгалтером в колхозе. К сожалению, своего прадеда Михаила Сергеевича Терещенкова я не видел, так как умер он 15 марта 1991 года ещё до моего рождения. А вот его друг, ветеран Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич Трощенков с большим волнением ждёт 70-летие Великой Победы. И мы, молодое поколение России, должны понимать, как важен этот праздник не только для наших всенародных героев, но и для нас.

 

О другом прадедушке (со стороны матери) Железнякове Федосе Антоновиче я знаю из рассказов своей бабушки. Родился Федос Антонович в местечке Рудня Смоленского района 8 сентября 1915 года. До войны он работал плотником в деревне. Когда началась война, дедушке было 26 лет, он как многие его ровесники ушёл на фронт. Дома осталась прабабушка с двумя маленькими детьми.

В первые недели войны немецкие войска быстро продвигались вглубь страны. Наша оборона не выдерживала молниеносного блицкрига. Многие части советской армии находились в окружении: кто-то попадал в плен, кто-то ценой собственной жизни пытался прорваться через окружение к своим, а кому- удавалось попасть к партизанам. Так случилось и с моим прадедушкой. Он попал в отряд партизанского соединения «Бати».

Первая партизанская зима 1941-1942 годов на Смоленщине была особенно трудной, она унесла жизни многих солдат и офицеров. Кругом стояли вражеские гарнизоны, совершавшие частые облавы на партизан. Но несмотря на потери, партизанские отряды продолжали действовать на территории 3-х районов: Лепельского, Чашникского и Хлопеничского. Партизанское соединение «Батя» под командованием Н.З. Коляды участвовало в крупных операциях по освобождению территории северо-запада Смоленской области.

На протяжении двух лет Смоленщина находилась в оккупации, и всё это время огромную помощь Красной Армии оказывали партизаны, умело сочетая свои действия с действиями войск, проявляя героизм, мужество. Лишь осенью 1943 года был освобожден Смоленск, а сколько еще русских земель нужно было освободить. И мой прадедушка вместе со своим партизанским отрядом уже воевал в Белоруссии. В Витебской области есть небольшая деревушка Якубовщина. Именно за эту деревню дедушкин партизанский отряд вёл ожесточенные бои с фашистами: несколько раз она переходила из рук в руки. Многие из отряда дедушки погибли, освобождая эту деревню. Погиб там и мой прадед.

 

Мои родственники бывали в этой деревне Якубовщина. В ней установлен памятник партизанскому отряду, которым командовал прадед Железняков Федос Антонович, а в школьном сельском музее бережно хранятся материалы о людях, освобождавших деревню. Прадедушка не дожил до Дня Великой Победы, но память о нем хранится не только в нашей семье, подвиг его отряда славят и все жители небольшой деревушки Якубовщина в Витебской области.

У многих людей есть герои, идеалами и смелостью которых они восхищаются. Для меня же такими героями навсегда останутся мои прадедушки, которые доблестно и отважно защищали свою землю, свою семью, которые подарили мне и еще множеству людей мирную жизнь. И 9 Мая 2017 года я возьму старые фотографии своих героев и пройду с ними в строю Бессмертного полка.

Зайцев Виктор, МБОУ "СШ № 31", г. Смоленск





1307 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Какая из стран в пе­ри­од 1992-2011 гг. стала чле­ном НАТО?
    A21
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Моя прабабушка Анна Лукинична Лубенкова
Моя прабабушка Анна Лукинична Лубенкова
Моя прабабушка, Анна Лукинична Лубенкова. Моя прабабушка - Анна Лукинична Лубенкова, родилась в городе Смоленске 12 июня 1927 года. Война для нее – невероятно тяжелое время, наполненное бедой, но и невероятной готовностью к сопротивлению.