Моя прабабушка, Анна Лукинична Лубенкова.
Моя прабабушка - Анна Лукинична Лубенкова, родилась в городе Смоленске 12 июня 1927 года. Война для нее – невероятно тяжелое время, наполненное бедой, но и невероятной готовностью к сопротивлению. Прабабушка рассказывала о войне:
«Когда началась война, мне было 14 лет. Конец августа 1941 года… Мы очень переживали неудачи и поражения нашей армии: враг у стен Ленинграда, враг захватил Смоленск… Нам нужно было сделать такое, чтобы поднять дух войск и народа, чтобы мы были уверены в своих силах, что можем и будем уничтожать врага.
После долгого и упорного смоленского оборонительного сражения, немецкий фронт в центре на время останавливается. Когда немцы захватили Смоленск, меня отвезли в деревню Узгорки Руднянского района Смоленской области, это было небольшая деревенька. В деревне остались только женщины и дети, также там было много городских детей. Мы считали себя взрослыми, потому что нам было 14 лет. Я и другие ребята узнали, что в лесу есть партизаны. Мы установили с ними связь и вечером под видом грибников, мы относили в лес еду для партизан. Весной 1942 года нашу деревню заняли немцы. В деревенском клубе расположился немецкий штаб.
Помню такой момент: когда мы сидели за столом и кушали, в дом вошёл немец и позвал меня к себе "Komm zu mir"- это означало "Подойди ко мне", я испугалась и побежала в сарай, зарылась в сено. Он выстрелил несколько раз и ушёл. Я забилась в уголок, но осталась жива. Немцы стали собирать взрослых юношей и девушек для отправки в Германию. Мы с тремя мальчиками убежали в лес. Голодали и мерзли долгое время.
Через некоторое время мы решили наведаться в деревню. Вышли из леса, когда оказались на поляне, пролетел самолёт и начал стрелять по нам. Осколком меня ранило в ногу, а дальше я ничего не помню. Очнулась в землянке и увидела, что вся моя нога перебинтована, так мы попали к партизанам. Были мы там три дня, потом нашу деревню освободили советские войска. Меня на лошади привезли в деревню. Моя нога постепенно стала заживать.
Позже, я и ребята стали помогать восстанавливать нашу деревню, так как почти все дома были сожжены. Зимой нам нечего было кушать, мы делились всей деревней теми продуктами, что оставили нам солдаты. Кое-как мы дождались весны 1945 года. Все уже понимали, что немцы были разбиты и скоро конец войны».
Воспоминания прабабушки записал Евгений Бобков, 10а класс