Введение
Проблема: Настоящее истории семьи не существует без ее прошлого.
Цель исследования: формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь.
Задачи:
1.Провести исследование по истории моей семьи, собрать всю имеющуюся на сегодня информацию и ранее неизвестную, подкрепив хронику документами и фотографиями;
2.Сохранить её в такой форме, которая может обеспечить возможность пополнения и изменения и при этом долговечность собранного материала.
3.Развивать и укреплять интерес к истории своей семьи;
4.Исследовать факты из истории своей семьи во 2-й Мировой войне.
Актуальность проблемы: История каждой семьи интересна. Во многих семьях есть свои семейные реликвии - это памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. В нашем доме, как и у всех, хранятся альбомы с фотографиями. В большинстве своём это родные, узнаваемые лица.
Но есть среди них такие, которые невольно вызывают вопросы: кто это? И почему здесь? Кто станет хранить память о чужих людях! А если это свои, то почему я их не знаю? И не всегда, к сожалению, получала ответы. Детское любопытство быстро проходило, а вопросы оставались.
Я вернулась к ним в этом году, когда стала понимать, что чем дальше течёт время, тем труднее найти тех, кто сумеет ответить, рассказать мне о моей бабушке , о нашей родне.
Где-то я прочитала, что человек остаётся на земле столько, сколько о нём помнят. Он живёт в памяти потомков. Я тоже могу сделать долгой память о моих близких, о моей семье, о моей бабушке. Я буду составлять историю нашей семьи, чтобы в будущем передать её своим детям и внукам. Пусть они знают и помнят то, что успею узнать и сохранить я.
Методы исследования:
Устный рассказ моего папы.
Работа с архивными документами, сохранившимися в семье.
Результаты исследования: История каждой семьи интересна. Во многих семьях есть свои семейные реликвии - это памятные вещи: письма, фотографии, шкатулки, награды, которые передаются из поколения в поколение по наследству. В нашем семейном альбоме есть черно - белая фотографии сделанная 1946году.(приложение №1) В семейном архиве мой папа Танчук Сергей Михайлович очень бережно хранит боевые награды, грамоты и благодарности своей мамы Танчук Ольги Петровны( приложение №2)
Фотография и боевые награды для меня и моей семьи необычны и памятны. Я вместе с папой составляя свою родословную, увидела в семейном альбоме своих родственников близких и дальних. Увидев свою бабушку Танчук Ольгу Петровну у меня появилось желание побольше узнать о её жизни. Моя бабушка Танчук Ольга Петровна родилась 20 декабря 1926 года в городе Раненбурге. В 1942 году в городе Раненбург открылся госпиталь для лечения раненых солдат и офицеров. Моя прабабушка, Каплунова Ольга Васильевна, была военнообязанной и её призвали работать в госпиталь. (приложение №3)
Оставшиеся в тылу жители нашего района делали все для Победы – работали на строительстве оборонительных сооружений, лечили раненых воинов, растили хлеб, давали нужную фронту промышленную продукцию. На территории района работала сетевязальная артель, которая выпускала маскировочную сетку для фронта; швейные артели, где шили одежду для наших солдат. На моторном заводе проводили ремонт танков, вытачивали для них отдельные детали.
В адрес раненбуржцев неоднократно приходили телеграммы от имени Верховного Главнокомандующего с благодарностями за помощь фронту За годы войны раненбуржцы поставили для Советской Армии десятки тысяч голов крупного скота, тысячи тонн хлеба, внесли свои сбережения на строительство танков и самолетов на 2 миллиона рублей. Я не помню своей бабушки. Но воспоминания отца со слов бабушки о страшной войне меня взволновали. Умерших в госпиталях от ран , полученных в боях с врагом хоронили на городском кладбище.
В 1947 на Братской могиле был установлен мраморный обелиск и плита со звездой, где 9 мая в День Победы горит вечный огонь. Запись на обелиске гласит : «Здесь похоронены воины Советской Армии, павшие смертью храбрых в боях за Родину в годы ВОВ 1941 -1945 гг.»(приложение №4) В нашей семье редко говорили о войне. Но из воспоминаний родственников ,я поняла ,что моя бабушка была самая старшая из детей, ей на тот момент было 18 лет и она стала работать медсестрой при госпитале. В первые, самые тяжёлые месяцы войны в нашем городе Раненбурге начал формироваться госпиталь. Ему присвоили № 1910. Необходимость его организации объяснялась просто: линия фронта проходила в 170 километрах от города, неподалёку - крупный железнодорожный узел Мичуринск и станция Кочетовка с большим паровозоремонтным депо. Кочетовку фашисты бомбили ежедневно, бомбёжке подвергалась станция Троекурово и сам Раненбург.
Эвакогоспиталь №1910 был сформирован в июле 1941 года Его первоначальной базой было здание бывшего педагогического техникума, в настоящее время здание начальных классов школы №2. (приложение №4) Военным комиссаром госпиталя стал Н.П.Казберов, начальником материальной части - П.Д. Шелковой, начальником финансовой части - П.Г. Каплунов, главным врачом был А.Н.Боголюбов. Заведующей госпитальной аптекой была Антонина Александровна Цыцина С организацией, обустройством, а потом, на протяжении всей войны, трудными фронтовыми буднями госпиталей связана юность нескольких тогда очень молодых наших землячек. В госпитале медсестрами и санитарками работали: Галина Ивановна Орлова, Лилия Сергеева Зайцева, Нина Алексеевна Крылова,Ольга Петровна Танчук, Вера Михайловна Лугинина,Вера Михайловна Цицина, Анастасия Ильинична Литвинова. Суровые, наполненные постоянной тревогой и опасностью дни.
Советский солдат. В изодранной осколками гимнастёрке, побелевшей от солёного пота, с трёхлинейкой и бутылкой зажигательной смеси сдерживавший натиск бронированных фашистских армий, познавший боль и горечь отступления, цеплявшийся за каждый бугорок, кустик в дни отступления. Он стоял насмерть, он остановил врага у стен Москвы, а потом гнал его до Берлина. И был он не былинным богатырём, а обыкновенным человеком, ежедневно идущим на смерть. Его кромсали осколки, рвали пули, а сердце так хотело жить! Спасали его, исцеляя израненное тело, добрые руки женщин - военврачей, фельдшеров, медсестёр. Как живой водой врачевали они тяжёлые раны лаской и состраданием. Среди них была и моя бабушка – Ольга Петровна Танчук.
Суровые, наполненные постоянной тревогой и опасностью дни. Вот он лежит: не мальчик, а солдат, какие тени темные у скул, как будто умер он, а не уснул, советский школьник… раненый солдат. Он жить не будет. Так сказал хирург. Но нам нельзя не верить в чудеса, и я отогреваю пальцы рук… Минута… десять… двадцать… полчаса… Снимаю одеяло, - как легка исколотая шприцами рука. За эту ночь уже который раз я жизнь держу на острие иглы. Колючий иней выбелил углы, часы внизу отбили пятый час… О как мне ненавистен с той поры холодноватый запах камфары! Со впалых щек сбегает синева, он говорит невнятные слова, срывает марлю в спекшейся крови… Вот так. Еще. Не уступай! Живи! Вместе с госпиталем они прошли всю войну и дошли до Прибалтики, где и встретили Победу.
Из воспоминаний моей бабушки: «Госпиталь полностью вывезли в ноябре 1941 года. Имущество, сотрудники с семьями целый месяц двигались по европейской территории Союза. Проехали Рузаевку, Арзамас, свернули к городу Мурому и уже начали разгружаться, как вновь поступил приказ двигаться. Долго стояли в Выксе, а потом переместились в с. Архангельское под Москвой( бывшая усадьба князя Юсупова, а перед войной –санаторий командного состава вооружённых сил). Здесь госпиталь развернулся основательно, уже в декабре он принял первых раненых. Их было 500 человек. Но это только в первые дни.
Шла великая битва за Москву, ежедневно поступало множество бойцов и командиров. Особенно часто привозили танкистов, обгоревших в подорванных танках. Страшное, невыносимо тяжёлое зрелище: черная, обуглившаяся кожа, и только глаза, которые светятся надеждой, в которых от страдания стояли слёзы. Горько, но спасти удавалось не всех». «Вскоре госпиталь передислоцировали в Сходню, Истру, а затем в Волоколамск. Напряжение битвы под Москвой не позволяло нигде оставаться надолго. Мы следовали за развёртывающимися военными действиями. Всё время преследовала мысль:»Надо быть там, где мы нужнее всего». Теперь уже за одни сутки поступало до 500 раненых. Санаторий им.Чехова с трудом вмещал такое количество людей. Медперсонал падал с ног от усталости. Час отдыха казался огромным счастьем.
Волоколамск не забуду никогда. Налёты фашистских бомбардировщиков следовали день и ночь. Канонада – непрерывная. Город охвачен пожарами, горит вокзал, хранилища с горючим. В воздухе – клубы дыма и гари. Рядом с госпиталем – родильный дом. Одна из бомб разорвалась там. Кровь стыла от криков детей и матерей, доносившихся из под развалин. Это дополняло общий ужас. От бессилия чем-то помочь опускались руки. В один из этих трагических дней погибли две мои подруги, землячки : Лене Кеменовой из Кривополянья оторвало ногу, и она умерла на операционном столе; Зина Скуратова из села Пиково получила сквозное ранение в живот и скончалась. Но самое страшное ждало нас впереди.
В январе 1941 года разбомбили госпиталь. Целиком разрушили госпиталь с тяжелоранеными, вынести не удалось никого!» Разве могли фашистские стратеги учесть такое самопожертвование, презрение к опасности русских женщин. Им предстояло многое познать, запомнить, пропустить через собственное сердце. Услышать истошный вой пикирующих фашистских «юнкерсов», щедро поливающих землю свинцом, рыдание женщин над убитыми детьми. Увидеть, как несмышлёный малыш дёргает за руку убитую мать, пытаясь поднять её. У многих из них на фронте были отцы, мужья, братья… Военные дороги были долгими.
Об окончании войны в Европе сотрудники госпиталя № 1910 узнали в Литве, в городе Каунасе. Надеялись на скорое возвращение домой, ждали, что вот - вот встретят родных. Но война для них не закончилась. Госпиталь через всю страну был переброшен на Дальний Восток. Ехали несколько недель. Березовые перелески сменились таёжными густо зелеными лесами. Приветливая голубизна рек центральной России - глубокой свинцовой синевой рек сибирских. Остановились в поселке Шимановка. Неподалеку город Свободный Амурской области, чуть дальше - граница с Манчжурией.
Моя бабушка была награждена правительственными наградами и множественными благодарностями.(приложение №5) Моя бабушка прошла трудный и тяжелый путь - войну. Ей пришлось испытать и увидеть много горя и слез. Но она была уверена , что вся семья вернётся домой. Бабушка вернулась с войны в 1945 году. И вскоре начала свою трудовую деятельность.
В 1946 году она поступила в Московский текстильный техникум .(приложение №6) А затем окончила Чаплыгинский Государственный Учительский институт и стала обучать детей науке, математике и физике. До конца своей жизни она проработала учителем физики в Чаплыгинской школе - интернате. В эти годы , страна после войны начала подниматься из руин и разрухи. И я думаю, что моя бабушка помогла многим выпускникам выбрать нужные им профессии. За хорошие трудовые успехи моя бабушка имеет грамоты и благодарности от управления районного образования. Моя бабушка ветеран педагогического труда.
В 1981 году она вышла на пенсию, но продолжала жить активной общественной жизнью. Кому-то могла оказать педагогическую помощь, кому то посоветовать и дать полезный совет Она всегда была в курсе всех политических дел в стране. Из рассказа своего отца я узнала, что моя бабушка была человеком очень общительным, веселым. Если к нам приходили гости, то бабушка всегда могла развеселить друзей. Она хорошо пела. Она была хорошей и доброй мамой и бабушкой. У неё было трое детей и шесть внуков. В 2003 году , к сожалению, моя бабушка умерла. Хотя я и не знала свою бабушку, но её очень люблю и горжусь.
Вывод: Практическая значимость моего исследования заключается в следующем. Поскольку основное содержание будут составлять фотодокументы и комментарии к ним, то по своему жанру это будет фотоальбом, но в электронном виде. Созданный на компьютере, мой фотоальбом станет более надёжным и доступным средством хранения и пополнения семейной истории. В ходе исследовательской работы я заинтересовала и привлекла к сотрудничеству много своих близких родственников, соседей, старожилов. Освоила основы , необходимые для создания виртуального фотоальбома.
Заключение: Сегодня время, когда нужно собирать когда-то, кем-то утраченное. И мы, являясь гражданами современной России должны прежде всего знать историю своей семьи. Именно старая фотография, а сколько о многом она может нам рассказать. И проведя исследовательскую работу я узнала, историю жизни моей бабушки. Узнав историю своей семьи, я коснулась истории нашей страны. Ведь в нашей семье проживают поколения разных времен и исторической эпохи. А история семьи - это неотъемлемая частица истории народа.
Источники и литература: 1.Архивные документы в семейном альбоме. 2.Архивные документы районного краеведческого музея.
Автор работы: Танчук Надежда, 9б класс МБОУ СШ №1 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А. г.Чаплыгина Липецкой области
Руководитель: Викулина Светлана Ивановна, руководитель краеведческого кружка «Отечество» МБОУ СШ №1 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А. г.Чаплыгина Липецкой области, тел.: 84747522779
Приложение 1
Приложение 2
Приложение3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7