Введение
«Не быть Иванами, не помнящими родства своего» - вот главная идея этой работы. Мысль о том, что я мало знаю о своих корнях, о своих предках, бабушках и дедушках, живущих сегодня рядом с нами, заставила меня взяться за изучение своей родословной.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, подключилась моя семья: бабушка, мама и я. Мы собрали интересный материал о четырёх поколениях нашей семьи. Пришлось заглянуть и в словари, и в учебники, пользоваться Интернетом.
История моей семьи, судьбы родственников связаны с общественными фактами в истории России, потому что именно эти известные всем события и определили всю их жизнь. Особенно интересной мне показалась как история моей страны, так и история моих родных в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война унесла десятки миллионов жизней советских граждан на фронте и в тылу. В каждой семье есть хоть один человек, который был на этой войне или жил в это время. Война… Это героическое время и, конечно, очень трудное, и поэтому об этом времени нужно говорить вновь и вновь, чтобы в будущие поколения не забывали каким тяжелым трудом доставалось все, чем можем мы, современные дети, пользоваться и вообще жить.
Цели работы: узнать как много больше о своих корнях, о судьбе своих родственников в годы Великой Отечественной войны.
Листая бабушкин альбом…..
В 5 классе мы составляли родословную своей семьи. Когда я начал расспрашивать родственников о своих корнях , оказалось, что это очень интересно, узнаешь столько нового. Мы перечитали старые письма, пересмотрели старые фотографии, сделали новые. В них – жизнь, увлечения, трудовые дела, таланты, семейные связи нашего рода, участие каждого ее члена в жизни страны.
Когда материал был подобран для составления родословной моей семьи, мы с мамой занялись графическим изображением. Выбрали круглую форму. Круги в схеме расходяться вширь, но все равно составляют одно целое. Мне такая форма понравилась. Она напоминает большой семейный очаг и круглый стол, за которым собралась большая семья. Когда работа была закончена, посмотрел я на свою родословную, на фотографии и мне показалось, что все мои родственники собрались вокруг меня.
Родня, родственники, родословная, Родина, родители - это слова с общим корнем. А народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет». А что такое род? В школьном этимологическом словаре я нашел следующее объяснение: «Род. Общеслав. Первоначально – ord. Производное от этой основы, что рост, расти. Род буквально – «то, что выросло, выращено» . В Толковом словаре русского языка Ушакова говориться: «Род. 1. Основная общественная организация в первобытном обществе, представляющая собой больших семей, находящихся в родственных отношениях..» и следующее: «Родословие. 1. Преемственность поколений. Систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства».
Систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства». У В.И. Даля мы находим следующее объяснение: «Родства – родная, родственная связь, кровные отношения». Исходя из всех определений можно сделать следующий вывод, что род-это союз людей, соединенных кровной связью, что вместе со своим родом человек растет, трудится, продолжается в новых и новых поколениях. Продолжается род, а, следовательно, и продолжается жизнь на земле. Мы живем, потому что наши предки заложили в нас любовь к жизни, заложили семена добра, взаимопонимания, желания помочь слабым, защитить старых.
Поиск родственников вести очень интересно. В ходе поиска я узнал об очень большим количестве людей, моих родственников. Углубившись в изучении своего рода, я понял, что познаю историю своей страны. А ведь без прошлого нет будущего. История нашей семьи тесно переплетается с событиями, которые происходили в нашей стране: голод 30-х годов, коллективизация, война 1941-1945 годов, восстановление хозяйства. Если бы они рассказали, что им пришлось пережить, то можно бы написать целую книгу. Но подробнее мне хочется остановиться на одной ее странице, на времени, когда мои родные пережили вместе со всей страной годы Великой Отечественной войны.
Как и многие соотечественники, мои прадеды и деды были на фронте во время Великой Отечественной войны, работали на благо Отчизны в тылу. Из рассказа бабушки выяснилось, что мой прадедушка Зубакин Алексей Кузьмич не просто воевал годы Великой Отечественной войны, а прошел по военным дорогам с первого и до последнего дня. По сохранившимся в архиве семьи наградным листом (Приложение № 1) удалось проследить его боевой путь в последние годы войны (1941-1945). Мой прадедушка участвовал в освобождении Кавказа, Варшавы, во взятии Берлина. Его награды говорят, что воевал он честно, защищал свою Родину как мог. К радости семьи он остался жив и вернулся домой, но тяжелые ранения намного сократили его жизненный путь, и в 1956 году прадедушка умер.
Поразмыслив, я понял, что если бы дедушка не остался жив не вернулся с войны, то не было бы и моей бабушки, и моего папы, а значит и меня. Получается, что своим рождением я обязан предыдущим поколениям моей семьи. Благодаря их жизнестойкости, мужеству и терпению живу и я. И теперь именно мне необходимо продолжить род Зубакиных –Гуркиных.
Моя прабабушка –Зубакина Евдокия Леонтьевна (Приложение № 2). Как и большинство женщин, она работала в тылу и, конечно, каждый день ждала весточки с фронта, где воевал не только ее муж, и брат Антонов Григорий Леонтьевич. Работала и жила в Туровском районе (тогда Макаровский район совхоз «Турковский»). Работала везде, где было необходимо: выходила вместе со всеми женщинами на сенокос, на ферму, вязала для солдат варежки и носки, надеясь, что может быть, попадут они в руки ее близких. Но большую частью времени она работала в детском саду воспитателем. Вместе со всей страной перенесла она все тяготы военного времени: недоедала, недосыпала, следила за вестями с фронта и ждала, ждала… И пусть на ее жизнь не достались обстрелы и бомбежки, но на всю жизнь она запомнила голодные военные годы, тяготы и лишения, и об этом не раз рассказывала моей бабушке-ее дочери Гуркиной Марии Алексеевне.
У бабушки хранится, на мой взгляд, самое ценное в семье – это письмо из военной части командира брата моей прабабушки (Приложение 3), где он удостоверяет, что он, Антонов Григорий Леонтьевич, погиб смертью храбрых в бою. Этой весточке с фронта 71 год. Оказывается, жене Григория Леонтьевича Александре Тиховне сначала пришло извещение о его смерти, а потом письмо от него самого, датированное тем же числом. Конечно, родные надеялись, что похоронка ошиблась, что Григорий Леонтьевич обманул смерть, что он жив. Но чуда не случилось. В момент смерти Григорию Леонтьевичу было всего 27 лет. Сколько осталось невыполненных жизненных планов, несостоявшихся надежд!? Ничего этого не было… Ведь он защищал свою страну, своих родных и близких, свое родное село. Он был солдатом Великой Отечественной- и этим все сказано. Он был в числе тех, кому не суждено было вернуться с войны.
В архиве семьи хранится еще один интересный документ (Приложение 4). Он найден моей тетей Гуркиной Натальей Владимировной в базе данных Мемориала (Интернет). Это информация из донесения о безвозвратных потерях, где отмечается, что красноармеец Антонов Г. Л., уроженец совхоза «Туровский» Макаровского района Саратовской области убит 6 декабря 1942 г. Из этого документа мы узнали о последнем месте службы Григория Леонтьевича: это 19 стрелковая дивизия и о дате смерти. Похоронка, конечно, была, но не сохранилась. Подводя итог, можно сказать, что у каждой семьи своя память, свои традиции, обычаи, рассказы…
Хочется сказать спасибо моей бабушке за то, что она хранит все, что касается истории моего рода, иначе бы я не знал столько полезной и важной для себя информации о своих корнях. Мне есть чем гордиться. Мне есть о чем задуматься. Прошло уже много лет со дня Победы. Наша страна давно залечила раны войны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса, из руин поднялись города. Уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. И все это благодаря отважному поколению сороковых годов. И среди них достойное место занимают мои родственники. Как и все советские люди, мои родные проливали кровь на полях сражений, работали ради Победы в тылу. Они жили, трудились, воевали, любили, страдали и радовались… И все это было ради нас сегодняшних, чтобы мы тоже могли радоваться каждому дню жизни. И поэтому мы должны помнить обо всех, кто в тяжелые дни Великой Отечественной войны защитил и нашу сегодняшнюю жизнь.
Заключение
Благодаря поиску почувствовал себя очень богатым и счастливым человеком. Я понял, что своей жизнью обязан многим поколениям своей семьи, что я не одинок и должен очень дорожить всеми своими родственниками. История моего рода оказалась не просто интересной, она была и историей моей страны. И она продолжается в нас, сегодняшних, и в будущих поколениях людей. Я считаю, что моя работа по выяснению своих корней только в самом начале. Но главное уже сейчас ясно. Легко никогда и никому не жилось. Голод, холод, войны, болезни, смерти дорогих людей-все это пережито и моими родными вместе со всей страной. Но несмотря ни на какие трудности и беды, в мире всегда есть добро, взаимопонимание, желание помочь слабым, защитить старых. Воспоминания родных, встречи с людьми, которые помнят грозные времена сороковых годов, помогли лучше представить себе события далекого прошлого.
Повседневный подвиг советских людей, каждого солдата Великой Отечественной, каждого труженика тыла не должен быть стерт из памяти потомков. И об этом должно помнить сегодняшнее поколение. Помнить о том, какое это страшное дело – война. Достаточно видеть, что сегодня происходит на Украине, чтобы еще и еще раз подумать о мире, о том, что война не нужна никому, что она несет смерть и страх, гибель близких и ни в чем неповинных людей. В ходе работы в моей душе поселилось чувство гордости за своих близких. К сожалению, мы не вечны, уже ушли из жизни многие родные и близкие нам люди. Но наша книга жизни еще не закончена – многое осталось в ней не до конца исследованным, а только упомянутым.
Список использованных источников и литературы 1. Воспоминания Гуркиной М.А. 2. Наградные листы Зубакина и Зубакиной Е.Л. 3. Письмо с фронта 4. В.И. Даль. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка; современное написание.//В.И. Даль. – М.: Астрель:АСТ:Хранитель, 2007, С. 270. 5. Толковый словарь русского языка Ушакова.//https://slovari.iandex.ru 6. Школьный этимологический словарь.https://slovari.jandex.ru
Исследовательская работа ученика 9 класса МОУ «СОШ с. Аряш» Гуркина Кирилла
Руководитель: Искакова Э.К