Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » История участника ВОв Юдиной Гизеллы Карловны

История участника ВОв Юдиной Гизеллы Карловны


В преддверии 72-летия Победы я хочу рассказать о военной молодости моей бабушки. Во время Великой Отечественной войны ей было чуть больше двадцати лет. Родилась она в Ленинграде, но к началу войны уже жила в Новосибирске. И, казалось бы, как далёк был этот большой сибирский город от фронта, бомбёжек, разрушений, но и сюда докатилось всеобщее людское горе.
 

 

Бабушка работала в новосибирском доме ребёнка музыкальным работником, всякого навидалась, но то, что предстояло пережить, не могла представить себе даже в самом кошмарном сне.
 

К 1943 году у неё на фронте без вести пропал муж, подрастал маленький сынишка. Хлебный паёк на себя и на ребёнка она делила пополам и на половину покупала на рынке раз в неделю малышу яблоко. Казалось, что жизнь очень тяжела, но всё познаётся в сравнении.
 

 

Зимой 1943 года в дом ребёнка из блокадного Ленинграда доставили эвакуированных детей. Сотрудники дома ребёнка на автобусе поехали на военный аэродром встречать малышей. Самолёт приземлился, но из него никто не выходил. Встречавшие, недоумевая, переглядывались, но по-прежнему ожидали, когда же из самолёта выйдут дети. Вдруг из самолёта выглянул лётчик и закричал: «Что стоите? Идите, забирайте!» Сотрудницы подбежали к самолёту, зашли внутрь и ужаснулись: перед ними лежали трёхлетние старички. Голодные, обессиленные, измождённые дети от слабости не могли двигаться, лишь глаза говорили о том, что они живы. На машинах скорой помощи детей доставили в дом ребёнка, и началась борьба за их жизни.
 

К этому времени в город поступила партия шоколада, отбитого в морском сражении у японцев. Этот шоколад предназначался раненым немцам в госпиталях фашистской Германии, но по воле судьбы им спасали наших ленинградских детей. Государство обеспечило дома ребёнка всем необходимым: были у детей и соки, и свежие яблоки и гранаты, и сухофрукты, и яичный порошок, и куриный бульон.

Восстановление началось. По несколько грамм бульона каждые два часа, потом рацион разнообразили соками, шоколадными напитками. И дети начали оживать. Разгладилась кожа, появились складочки, заиграл румянец.

Но дети нуждались не только в восстановлении физическом. Страшные тени пожарищ, убийств и бомбёжек ещё долго преследовали их. Они были молчаливы, замкнуты. Здесь даже самые лучшие лекарства не помогали. Только заботой и лаской можно было растопить их сердечки. Сотрудники дома ребёнка приносили из дома книги, игрушки, шахматы, картинки, краски. Удивительно, как старенькая кукла или изукрашенный мячик возвращали ребёнку душевный покой, давно забытую радость.

Одна девочка, Мария, ей было 7 лет, никогда не плакала. И однажды она рассказала воспитателям: « Когда мне было страшно и очень хотелось есть мама говорила мне "Стыдно плакать. Всем трудно, тяжело, больно, не только тебе, сожми кулачки и молчи". Мамины уговоры подействовали, сестрички даже хвалили меня за это». Это свойство стыдиться слез и не показывать своей боли осталось у нее на всю жизнь.

 

Мне было интересно, а что стало с этими детьми после войны.
- Судьба каждого ребёнка рассматривалась очень строго. На каждого из них были документы, где указывалась судьба родителей и близких родственников. Если ребёнок был круглым сиротой, его отдавали на усыновление. За этими детьми была огромная очередь. Как бы тяжело не жили люди, для этих детей всегда находилось и доброе слово, и кусок хлеба. Перед тем, как отдать ребёнка усыновителям, комиссия, состоящая из заведующей и воспитателей, проводила полное обследование семьи и жилищных условий. Детей отдавали только в добрые руки. Те же дети, чьи отцы были на фронте, дожидались их возвращения в доме ребёнка – рассказывает бабушка.

Заслуга коллектива в том, что ни один ребёнок не умер. Выходили всех.

Бабушка рассказывала, а у самой дрожал голос, да и у меня слёзы наворачивались на глаза. Да и как можно равнодушно слушать рассказ человека, который принимал личное участие в спасении маленьких человеческих жизней, крохотных блокадников, в свои два-три годика познавших все ужасы войны!

 

После Победы жизнь тоже не делала подарков. Было тяжело, надо было поднимать своих детей, воспитывать чужих. Я слушаю бабушку и понимаю, насколько сильны были люди того поколения, поколения победителей. Ведь победили они не только фашизм, они заново отстроили страну, сделав её великой державой. Я горжусь тем, что родилась и выросла в такой семье, в такой великой стране, как Россия!





362 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те со­бы­тие, о ко­то­ром идёт речь. «И того ж дни воз­му­ти­лись миром… на бо­яри­на и го­су­да­ре­ва ца­ре­ва дядь­ку на Бо­ри­са Ива­но­ва сына Мо­ро­зо­ва, да на околь­ни­че­во на Петра Ти­ха­но­ва сына Тра­ха­нио­то­ва, да на дум­но­во дьяка на На­за­рья Ива­но­ва сына Чи­сто­во и иных мно­гих еди­но­мыс­ле­ни­ков их, и домы их миром роз­би­ли и роз­гра­би­ли. …Бо­ри­са Мо­ро­зо­ва и Петра Тра­ха­нио­то­ва ука­зал де го­су­дарь с Моск­вы разо­слать, как де вам ми­ря­ном годно, и впредь де им Бо­ри­су Мо­ро­зо­ву и Петру Тра­ха­нио­то­ву до смер­ти на Москве не бы­вать и не вла­деть и на го­ро­дех у го­су­да­ре­вых дел ни в каких при­ка­зех не бы­вать...»
    A5
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Письмо памяти Григорьева Александра Андреевна
Письмо памяти Григорьева Александра Андреевна
Мне хотелось бы рассказать воспоминания о моей замечательной прабабушке Григорьевой Александре Андреевне, которая в годы Великой отечественной войны была в тылу в Самарской области. Моя прабабушка Григорьева Александра Андреевна родилась в городе