Рассказ
Из воспоминаний моей бабушки Палкиной Зинаиды Афанасьевны.
…..В августе 1942 немцы вошли в наш город. Власти города решили не оставлять запасы продовольствия, дабы не создавать условия для врагов. На то время в подвале Вознесенского собора были большие запасы зерна, круп. При спешном отступлении нашей армии всё было подожжено. Жители города об этом не знали, но дым и слухи быстро распространили эту весть. Люди побежали с вёдрами, мешками набирать зерно. Но вокруг собора было отцепление военными, готовились взорвать продовольствие. Жителей это не останавливала, так, как в переди их ждала голодная смерть в оккупированном врагом городе. В числе этих жителей была и моя бабушка Зина со старшим сыном Палкиным Константином. Они жили рядом с собором на улице Подтёлковской и поэтому им удалось два раза набрать мешки с зерном, не смотря на огонь, смрад, суету и крики красноармейцев и остальных горожан. Кроме этого семья рассчитывала на огород. Но с приходом немцев удалось сохранить лишь свёклу и тыкву-её заложили в ванну, а сверху поставили кровать. Картошку немцы выкопали сразу. Так моей бабушке с пятью ребятишками пришлось выживать до освобождения города от немцев.
….Немцы решили в городе установить свой порядок. В сентябре 1942г. бабушка родила младшего сына и немцы выдали официальный документ о рождении (свидетельство ), в котором было указано на немецком языке господин Палкин и метрические данные. Они уже считали рождённых детей своими гражданами, так как были уверенны в своей победе. Но это относилось только к славянам, а евреев, цыган и других они истребляли.
…Стояла холодная и голодная зима 1943г. Жители города Новочеркасска полгода жили под немецкой оккупацией. 12 февраля 1943 года немцы спешно начали покидать город, но никто не знал почему, оставались только немецкие диверсанты. Они поджигали здания, где располагался их штаб и канцелярия, одним из этих зданий был нынешний театр им. Комиссаржевского, это был немецкий госпиталь.
А 13 февраля со стороны ЖД вокзала раздалась стрельба, шум и крики жителей города «Наши, наши идут». На здании бывшей 17 школы сбросили немецкий стяг и водрузили красное знамя. Наши солдаты шли по аллеи проспекта Подтёлкого в полушубках и белых маскхалатах. Жители прижимались к стенам домов и заборов, с восхищением смотрели на них. В городе начались бои за освобождение. За бабушкиным домом находился парк, где немцы ремонтировали свои танки, когда пришли наши, они уничтожили их и тех оставшихся немцев которые в это время были там, тела семи из них лежали во дворе дома. По двору провели двоих немецких диверсантов, которые подожгли здание театра. Их расстреляли в центре, около фантана. Мой дядя Костя был одним из тех кто первым встречал наших солдат.
Это титульный лист его блокнота, в котором во время походов на фронт он писал свои стихи. А на груди у него тот самый значок.
До войны он посещал разные кружки: театральный, игра на мандолине, рисования поэтический, и к 19 годам владел немецким языком. Он был хорошо физически подготовлен и имел значок «Ворошиловский стрелок». Он играл Онегина, Ивана Грозного.
…Повзрослевшие с начало войны юноши, видя героический подвиг своих ровесников страстно стремились следовать их примеру. В начале июня 1943 г. Костя с тремя ребятами со двора записались добровольцами на фронт, хотя по разным причинам у них была бронь. И дальше они пошли освобождать Родину с советской армией.
….И понеслась полевая почта домой на Подтёлковскую 64 ,кв.5. и сестре Лене. Сколько было писем никто и не узнает, но семь из них дошли до адресата. Из них то и могли мои родные смутно представить как воюет их Костя. Все письма были как и следовало тому времени с печатью «Проверено военной цензурой». И было точно ясно из этих писем одно-ЖИВОЙ. Ещё, что он переведён в гвардию, что работает при штабе, что был в походе семь дней, что скоро будет где-то совсем рядом ….. Он в каждом письме уверял родных, чтоб не беспокоились о его жизни, всем передавали привет, и отвечали на каждое его письмо, а в конверт вкладывали несколько листков бумаги, уж очень с ней туго. Одно из Костиных писем пришло на ведомости, в которой ведётся учет личного и конского состава:
А может быть он и вёл этот учёт , гадаем мы теперь.
…… Последнее письмо Костя написал 16 августа 1943 года своей сестре Лене, которая тоже была на фронте. Это была моя мама. Вот оно:
…..Это война. С тех пор моя семья уже больше ничего не узнает о Косте, сколько бы и куда бы они не делали запросы. Лишь в 1974 году была выдана справка, что пропал без вести в октябре 1943г.:
Сколько их погибло в той войне? Недоживших, недоигравших, недолюбивших и оставшихся без вести пропавшими. Сколько слез, безутешные матери выплакали в надежде, что вот- вот откроется дверь и придёт самый дорогой человек и скажет: « Я вернулся, мама…»
…Это война, она не выбирает.
Это судьба, её не изменить.
Лишь в памяти родных
Вся жизнь того солдата
Храниться будет вечно,
Хотя была как миг.
Материал предоставила: Солтус Татьяна Павловна – воспитатель МБДОУ детского сада №68.
Оформила: Лебедева Лариса Валерьевна – зам. зав. по ВМР МБДОУ детский сад №68