Введение
«…Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!..»
Р. Рождественский
Идея проекта: У всех нас есть семейные альбомы. Листая их, мы видим старые пожелтевшие фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки: молодые и не очень, улыбающиеся и строгие, грустные и серьезные. Это поколение, прожившее трудную, яркую, героическую жизнь. Идея проекта возникла, когда мы с классом начали планирование мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и, когда Валентина Васильевна спросила о том, что мы знаем о вкладе нашей семьи в Великую Победу.
Проблема: Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и родители мало знают об этой войне. Многие не задумываются, какой след оставила война в их семьях и какой вклад сделала их семья для Победы?
Гипотеза: Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста – наши прадедушки и прабабушки. Возможно, наши родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Цель проекта: - собрать и обобщить материал из семейных архивов учащихся класса по теме: «Вклад семьи в Великую Победу»
Задачи:- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; - взять интервью у родителей о жизни родственников в годы войны; - оформить страницы "Книги памяти" и презентацию о жизни родственников в годы войны; - рассказать о них на классном часе "Мы помним, гордимся, благодарим".
Ожидаемые результаты:
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
расширение знаний о Великой Отечественной войне;
сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков;
удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами и участниками войны, одноклассниками.
Главный результат: создание страниц памяти в своих семейных архивах, из которых дети составят "Книгу памяти" и презентацию «Мы помним, гордимся, благодарим»
Практическая значимость: возможность применения полученной информации на уроках в начальной школе и в дальнейшем обучении, во внеурочное время; сбор материала для классного музейного уголка, посвящённого 70-летиб Победы в Великой Отечественной войне, привлечение общественности к актуальности данной темы на сегодняшний день.
Этапы работы над проектом: 1. Подготовительный этап. Составлен план работы: № п/п Мероприятия Сроки Исполнители 1 Чтение книг о Великой Отечественной войне, их иллюстрирование Ноябрь - январь Ученики, учитель, родители 2 Cбор информации о жизни родственников в годы войны: - интервью с родителями, родственниками; - встреча с ветеранами войны; - фотосъемка встреч Ноябрь - декабрь Ученики, родители 3 Оформление страниц памяти в семейный архив, создание презентации "Мы помним, гордимся, благодарим", оформление классного музейного уголка «Мы помним, гордимся, благодарим» Декабрь - январь Ученики, родители 4 Классный час "Мы помним, гордимся, благодарим" Январь Ученики, учитель
2. Реализация проекта. Почему эта проблема стала особенно актуальной на сегодняшний день? В чем ее важность? И необходимо ли это другим людям? Такие вопросы встали перед нами после того, как была выбрана тема, над которой предстояло работать. Чтобы ответить на них, нам нужно было собрать и проанализировать довольно разнообразный спектр информации по заинтересовавшей нас теме.
2.1 Сбор и анализ информации. Приступая к работе мы составили план: 1 пункт – провести социальный опрос среди обучающихся, работников школы, местного населения по анкете: - Считаете ли вы вопрос памяти о войне актуальным на сегодняшний день? - Что Вы знаете об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны? - Хотели бы вы больше знать о подвигах людей во время войны? 2 пункт - чтение рассказов о Великой Отечественной войне и опрос родственников об истории семьи во время войны. Вопрос: Что Вы можете рассказать о вкладе нашей семьи в Великую Победу? 3 пункт – изучение средств массовой информации и литературы по данной теме.
2.2 Анализ социологического опроса и анкетирования. В социологическом опросе приняли участие 70 человек, из них 28% - сотрудники школы, 25% - родители обучающихся школы и 47% - обучающиеся школы . На первый вопрос 100% опрошенных ответили: «Да – вопрос на сегодняшний день актуальный»; На вопрос: « Что Вы знаете об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны?» - 70 % опрошенных ответили, что знают о своих родственниках, воевавших на фронте и работающих в тылу; 20% - немного слышали и хотели бы подробнее узнать; 10% - ничего не знают, но хотели бы узнать. Некоторые ученики и сотрудники школы предложили создать в школе музей Памяти Великой Отечественной войны и готовы принять участие в его создании.
Вывод: Большинство опрошенных считают вопрос памяти о войне актуальным и хотят создать в школе музей памяти. 2.3 Анализ СМИ, Интернет ресурсов и других источников В библиотеке мы взяли книги о Великой Отечественной войне, начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам. На классном часе составили возможные вопросы для интервью по сбору информации о своих родственниках, обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый ученик начал сбор информации у своих родителей. Но, к сожалению, родители немного знали о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Расспросив родителей, мы обратились с этим же вопросом к бабушкам и дедушкам, затем спросили у родственников. Информация пополнялась новыми данными. У бабушек и дедушек сохранились старые фотографии и некоторые награды уже прабабушек и прадедушек. На сайтах Интернета нашли некоторую информацию о наших родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Обратились в библиотеку с просьбой помочь нам в данном вопросе. Вместе с Валентиной Васильевной, решили, что на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности изучим литературу по данной теме.
3. Применение теоретических знаний на практике Следуя составленному плану, мы, вместе с родителями, и с Валентиной Васильевной осуществляли данный проект. Собрав информацию, мы, с помощью родителей, написали небольшие сочинения о своей семье во время войны.
↑ Беляева Ксения. Память всегда свята
Великая Отечественная Война была самая величайшая война за всю историю человечества. Она коснулась каждой семьи в стране и принесла немалого горя, слез и человеческих страданий. И моей семьи коснулась война.
Мои прадедушка и прабабушка являлись участниками Великой Отечественной войны. Прадедушка Рабчун Николай Дмитриевич в 1942 году был призван солдатом в ряды Советской Армии. В 1943 году воевал на Курской Дуге. Дважды ранен. В связи с ранением был комиссован и отправлен домой.
Моя прабабушка Савельева (Рабчун) Надежда Павловна была призвана на фронт в 1941 году и в звании сержанта-связиста дошла до Вены (Австрия), где в мае 1945 года встретила Победу. По рассказам прабабушки (вспоминает моя мама и бабушка…) военное время - очень тяжелое время. Не хватало еды, одежды, снарядов, лекарств. Люди умирали от голода, холода и истощения.
Война не щадила никого - ни старых, ни молодых. Но, несмотря на всё это, люди защищали свою Родину и верили в Победу. В настоящее время у нас сохранились награды дедушки и бабушки: орден "Отечественной Войны", медали "За Отвагу", "За битву под Сталинградом" и юбилейные медали.
Хотя мои родные – ветераны Великой Отечественной войны уже давно умерли, наша семья их не забывает. Мы свято храним память о них - 9 Мая, в День Победы, для нас святая традиция съездить на могилу, положить живые цветы и добрым словом вспомнить наших родных и всех, кто ценой своей жизни защитил нас от такой страшной беды и принес нашей стране освобождение и Великую Победу.
В 2005 году на Тайгинском кладбище возвели Мемориал Воинской Славы и Часовню в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Там увековечены имена участников Великой Отечественной Войны и среди них высечена фамилия моих прадедушки и прабабушки.
↑ Галимова Лия. Мой прадедушка – герой.
Моему прадедушке Ситдыкову Галимжану Мирзичу было 20 лет, когда началась Великая Отечественная война. Прадедушка, по рассказам бабушки, был призван в железнодорожный батальон. С самых первых лет войны он и другие солдаты занимались ремонтом и восстановлением железнодорожных путей, разрушенных фашистскими самолётами.
Порой, бывало, что один и тот же отрезок пути приходилось ремонтировать по несколько раз в день, потому, что немцы бомбили бесперестанно. А ведь по железной дороге к местам боёв перевозили танки, снаряды и другую боевую технику, а в обратном направлении везли раненых бойцов. Мой дедушка встретил Победу в Венгрии. За отвагу, мужество и храбрость он был награждён медалями.
↑ Мысляев Ярослав. Мужество и отвага
Мой прадед (по линии мамы Мысляевой Олеси Ивановны), по рассказам бабушки, - Шипулин Сергей Афанасьевич родился 15 августа 1918 года в г.Кыштыме. Он был призван на военную службу в Красную армию и служил на Дальнем Востоке. Прадедушка принимал участие в боевых действиях против японской армии и был командиром танка.
В 1941- 1942г. при приближении линии фронта к Москве, его часть перебросили под Москву. Во время одного из боёв за освобождение Москвы, танк, в котором находились Сергей Афанасьевич и его экипаж, был подбит, но они продолжали бой в окопах. Во время этого боя прадедушку серьёзно ранило. Он попал в госпиталь.
После госпиталя, Сергея Афанасьевича, как отличившегося в боях за Москву, направили на учёбу в Училище им. Верховного Совета (Высшее командное общевойсковое училище). Курсантов училища называли «кремлёвскими курсантами».
Закончил учёбу он в звании лейтенанта. В 1944г. после освобождения Сергея Афанасьевича направили в г. Самбор, затем в г. Городок на борьбу с бандеровцами. Здесь он и познакомился со своей будущей женой Дзябенко Ефросиньей Алексеевной. Она тоже была участницей Великой Отечественной войны - медсестрой, выносила с поля боя раненых солдат. Была тяжело ранена. После лечения осталась работать в госпитале, помогала хирургам во время операций.
Ефросинья Алексеевна была донором. За мужество и отвагу прадедушку и прабабушку наградили орденами и медалями: медалью «За оборону Москвы», медалью «За боевые заслуги», медалью «За Победу над Германией». Прадедушка, говорит мама, не любил рассказывать и вспоминать о том времени и поэтому всё, что я узнал об их с бабушкой мужестве, собрано из слов родственников.
У моего прадедушки было ещё 3 брата: Вениамин Афанасьевич, Евгений Афанасьевич и Геннадий Афанасьевич. Все они в годы Великой Отечественной войны сражались за Родину и погибли. Младший из братьев Геннадий Афанасьевич учился в средней школе №1. В 1943г. он закончил школу и, вместе с одноклассниками и со своим классным руководителем Долговым Л.В. , добровольцами ушли на фронт. Их класс был направлен на поле боя под г. Курск. О месте нахождения Геннадия семья узнала из его единственного письма. В боях под Курском погиб почти весь их класс.
В память о ребятах и их классном руководителе на стене школы №1 установили памятную доску, а в списке погибших солдат в Великой Отечественной войне у Вечного огня высечена фамилия и инициалы Геннадия Афанасьевича. В семье прабабушки Ефросиньи Алексеевны отец, брат и младшая сестра тоже воевали на войне. У всех по-разному сложилась жизнь.
Отец Дзябенко Алексей Кириллович – погиб в первые дни войны. Брат Иван Алексеевич – прошёл всю войну, дошёл до Берлина, был ранен. После войны его направили на Дальний Восток воевать с японцами. Младшая сестра Мария Алексеевна во время войны была ещё школьницей. Но и она встала вместе со всем народом на защиту Родины.
Мария Алексеевна была связной в партизанском отряде. Когда она попала в плен к немцам, фашисты затравили её собаками. В нашей семье не забывают об этих мужественных людях и из поколения в поколение передают сведения об их подвигах и бережно хранят старые фотографии.
4.Заключительный этап
Как мы и планировали, 28 января прошел классный час "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Учащиеся представляли свои работы, оформленные в виде сочинения или заметки в школьную газету. Тут же сами учащиеся скрепили странички "Книги памяти" и совместно с учителем создали презентацию: «Мы помним, гордимся, благодарим». А ещё, мы оформили в классе уголок памяти, посвящённый 70-летию Победы над Германией.
При подготовке проекта, мы ещё больше узнали о войне. Хорошо, что эта страшная война так далека от нас. Она несёт разруху, потерю родных и близких и мы не должны допустить, чтобы в наших городах и сёлах гремели раскаты орудий и гибли люди. Мы ещё маленькие, но можем внести свой вклад в мир на Земле: дружить между собой, уважать старших и историю нашего государства. А когда вырастем, приложить все усилия, чтобы не было войны. Мы будем всегда помнить и чтить подвиг советских людей и с уважением относиться к событиям войны, ведь теперь мы точно знаем, что среди них есть и наши родные.
Мы должны всегда помнить о тех, кто отдал свои жизни, чтобы подарить нам мирное небо. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война! У нашего народа есть традиция. Называется она Минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания. «…Люди, покуда сердца стучатся, Помните, какою ценой завоёвано счастье! Пожалуйста, помните!..»
При подготовке и реализации данного проекта мы прочувствовали, какую боль приносит людям война, эта работа сплотила наши семьи, вызвала ещё больше уважениям к нашим родственникам и другим пожилым людям. В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов: - сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу; - появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне; - возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда; - приобрели навыки поисково-исследовательской работы; - получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Литература: - Рассказы детских писателей о войне: Андрей Платонов « Маленький солдат» и др. Владимир Богомолов « Вечный огонь», « В городе на Волге — тишина», «Подвиг гвардейцев» - С.П.Алексеев «Книга для чтения по истории нашей Родины», М.«Просвещение», 1991г. - Н.И. Ворожейкина «Наша Родина в прошлом», Смоленск «Ассоциация 21 век», 2003г. - https://www.zzoff.narod.ru/history/page2.html
Классный руководитель 3 "Г" класса - Винцерская Валентина Васильевна, начальной школы № 2 города Кыштыма: Мы с ребятами моего класса в 2015 году начали коллективный проект на тему "Мы помним, гордимся, благодарим или вклад моей семьи в Великую Победу". В рамках данного проекта, учащиеся моего тогда ещё 1-го класса вместе со своими родителями собирали рассказы о судьбе своих близких и родных в годы войны. Результаты работы оформили в виде литературного проекта.