Любовь в творчестве Бунина сочинение
План
1. Введение
2.Ранние рассказы
3.Темные аллеи
4.Заключение
Тема любви занимает огромное место в творчестве И. А. Бунина. В отечественной литературе вообще мало найдется писателей, которые бы показали это чувство в таком разнообразии оттенков и переходов.
Любовь для Бунина - это всегда короткая ослепительная вспышка, на миг озаряющая влюбленных и освещающая всю их жизнь. Опаленные такой страстью люди чаще всего гибнут. Для писателя понятие любви было неразрывно связано со смертью.
Концепция "любовь-смерть" развивалась писателем на протяжении всей жизни. Впервые она отчетливо показана в рассказе "Маленький роман". Мимолетная встреча производит неизгладимое впечатление на молодых людей. Женщина вынуждена выйти замуж, а главный герой получает от нее лишь одно письмо. Следующим известием становится телеграмма о ее смерти.
В рассказе "Последнее свидание" Бунин поднимает тему неразделенной, несчастной любви. Стрешнев долгие годы любил Веру, относился к ней "с восторгом, с благоговением". В результате с большим опозданием происходит свидание, которое уже не приносит никакого счастья. Главный герой произносит очень важную фразу: "Мы, дворянское отродье, не умеем просто любить".
Для Бунина любовь никогда не была ровным и тихим чувством, приводящим к спокойной семейной жизни. Это всегда трагедия, переламывающая судьбы людей. Рассказ "Легкое дыхание" - трагическая история прелестной молодой девушки, которая гибнет, впервые столкнувшись с бездушным взрослым миром, заманившим ее в западню.
"Легкое дыхание" Оли Мещерской - это и есть чистое любовное чувство, ненадолго посещающее грешный мир. Страстная любовь может привести человека не к физической, но к душевной смерти. Так происходит с мужественным капитаном из "Снов Чанга".
В эмиграции Бунин создал уникальный в русской литературе цикл новелл "Темные аллеи", целиком посвященный любви. В нем писатель дал огромное разнообразие ярких женских типов. Мужские образы представлены схематично, они всего лишь дополняют сюжет. В "Темных аллеях" изображены самые разные перипетии и капризы любви, в которых женщина занимает господствующее место.
Бунин с восторгом описывает в цикле женские типы: "Волшебно прекрасна!" ("Темные аллеи"), "Как вы непозволительно красивы!" ("Антигона"). От любви к таким женщинам мужчины сходят с ума. Нередко страсть приводит к смерти: "Параход "Саратов"", "Часовня", "Кавказ" и др. В рассказе "Поздний час" главный герой в воспоминаниях фантастическим образом возвращается в Россию. Он преследует только одну цель - посетить кладбище с могилой любимой когда-то девушки. Главный герой живет лишь памятью о счастливом ночном свидании, когда он пообещал любимой встретиться в другой жизни.
Герой рассказа "Руся" с тихой грустью вспоминает о своем коротком юношеском романе, закончившемся глупой и позорной сценой с матерью девушки. Любовь давно прошла. В жизни главного героя, без сомнения, было много женщин. Однако нахлынувшие воспоминания заставляют его с горечью сказать: "Amata nobis quantum amabitur nulla!" ("Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!").
Концепция "любовь-смерть" с новой силой звучит в рассказе "Зойка и Валерия". Молодого Левицкого с такой силой опаляет вспышка страсти, что он заканчивает жизнь самоубийством. Главный герой рассказа "Начало" признается, что впервые "влюбился, или, вернее, потерял невинность" в возрасте двенадцати лет. Однажды в поезде он увидел спящую даму и почувствовал, что такое "сон женщины, желанной вам".
"Темные аллеи" стали главной книгой, в которой Бунин по-своему раскрыл тему любви. Чистое и прекрасное чувство красной нитью проходит через все рассказы цикла. Любовь облагораживает главных героев, наполняет их души радостью и счастьем. Короткая вспышка страсти часто приводит к трагедии, но лишь она дает человеку возможность сполна насладиться жизнью.