Княжна Алина образ и характеристика по плану
1. Общая характеристика. Княжна Алина - второстепенный персонаж романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Это московская кузина матери Татьяны и Ольги, ее лучшая подруга в девические годы.
Образ княжны олицетворяет собой судьбу женщины из аристократического общества.
2. Молодость и влияние на Пашеньку. Княжна появляется в романе эпизодически: во второй и седьмой главах. О ее молодости вообще практически ничего не известно. Определенное представление об Алине можно составить из описания старшей Лариной.
В девичестве две девушки получили одинаковое воспитание, мечтали об одном и том же, надеялись найти настоящую любовь. Алина познакомила Пашеньку с миром любовных романов, в котором выделялся идеал мужчины - Грандисон (литературный герой английского писателя-сентименталиста С. Ричардсона).
Под влиянием рассказов подруги старшая Ларина нашла такой идеал в жизни, но мечты пошли прахом: девушку выдали замуж, не интересуясь ее мнением и желаниями. Первое время в деревне Пашенька продолжает вести себя по-московски, как ее учила княжна Алина: "писывала кровью... в альбомы нежных дев", носила узкий корсет, старалась подражать французскому произношению.
В Москве эта манерность была естественным следованием законам моды, но в провинции оказалась никому не нужной и смешной. Старшая Ларина постепенно забывает свою подругу, отказывается от всех прежних привычек и превращается в обычную русскую помещицу.
Таким образом Пушкин показывает, насколько образ европеизированной московской кузины оторван от действительности, от своих родных корней. От дружбы с княжной Алиной Пашенька сохраняет лишь страсть к любовным романам, которую она передает своим дочерям.
3. Старость. В седьмой главе бывшая модница и восторженная мечтательница предстает в совершенно ином виде. Светская жизнь не принесла княжне Алине счастья. Судя по всему, она так и не нашла свой идеал и живет одна. Старая женщина уже четыре года больна чахоткой. Дом находится в запустении: гостей встречает лакей "в изорванном кафтане".
Состояние здоровья уже не позволяет княжне Алине вести светский образ жизни. Она доживает свой век в скуке и печали. Приезд старой подруги с дочерью становится для княжны, пожалуй, самым значительным событием последних лет. В ней просыпаются воспоминания о давно позабытых мечтах и надеждах. Однако неожиданная радость омрачена приступом болезни: "в слезах раскашлялась она".
Бесцельно прожитая жизнь ничему не научила княжну Алину. Несмотря на тяжелое состояние ("едва, едва таскаю ноги") она энергично берется устраивать судьбу своей племянницы. Татьяну чуть ли не насильно вводят в шумный и яркий большой свет, что становится очередной и самой тяжелой трагедией в ее судьбе.
4. Роль и значение образа. "Московской кузиной" Пушкин называл Софью из комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". Этот образ для поэта символизировал пустую и ограниченную представительницу высшего общества. Судьба таких женщин вызывает сожаление. Получив оторванное от жизни воспитание, они до поры до времени живут в мире иллюзий. Вместо мужского идеала молодую аристократку ждет брак с нелюбимым человеком; в противном случае (судьба княжны Алины) - одинокая старость и печальные воспоминания.